Вопрос

Какой поисковый запрос лучше всего описывает ощущение нарастания вкуса в ложке?

Это «прогрессия» в том смысле, что вкус меняется со временем (например, в течение нескольких секунд, пока вы жуёте). Грубо говоря, в теории музыки аккорд состоит из разных нот, которые звучат одновременно (и отдельные ноты становится трудно выделить), но есть и последовательность аккордов, когда один аккорд сменяется другим, а динамика создаёт мелодию, которая отличается от простого одновременного звучания всех нот во всех аккордах. Я часто вижу в обсуждениях рецептов «смешение» или сочетание вкусов, а кое-где упоминаются конкретные ингредиенты или сочетания вкусов, но я хочу сосредоточиться именно на последнем, а именно на том, что вкусы бывают «фразовыми», то есть состоят из отдельных «слов», но при этом представляют собой нечто большее, чем сумма их частей.



Я спрашиваю об этом в основном потому, что однажды мне попался чили, у которого был очень насыщенный базовый вкус, но с каждой ложкой, пока я его жевал, из основы один за другим «проявлялись» отдельные вкусы (наряду с изменением текстуры), и с каждой ложкой вкусы проявлялись в определённом порядке. Я также пробовал рагу с такой же стабильной основой, но с ярко выраженными вкусами, которые «проступали» или «внезапно проявлялись» в более сыром виде и/или в менее последовательном порядке. Затем я пробовал рагу, которое по вкусу напоминало однородную белковую кашу (у него был вкус, но каждая ложка была такой же статичной, как и предыдущая).



Дело в том, что, когда я пытаюсь найти советы о том, как добиться такого изменения вкуса, я не могу подобрать точный термин, чтобы отличить его от других аспектов кулинарии. Это не вопрос о том, как добиться изменения вкуса, а вопрос о конкретном поисковом запросе, который поможет мне в поиске.



Я тоже пытался найти информацию о «сохранении ярко выраженных вкусовых оттенков», но всё равно получаю неоднозначные результаты. Думаю, к схожим понятиям можно отнести выделение и изоляцию вкусовых оттенков, а также их противопоставление. Было бы здорово найти аналог «аккордовой прогрессии».



Перевод вопроса с Cooking Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://cooking.stackexchange.com/questions/67486/what-is-a-useful-search-term-for-the-sensation-of-flavor-progression-in-a-spoonf

9 Комментариев

  1. Ваша аналогия с теорией музыки уместна, потому что один из распространённых терминов для обозначения того, что вам, похоже, нужно, — это «вкусовые ноты».



    К сожалению, в терминологии, описывающей временное восприятие вкуса, нет единой стандартизации. Наиболее распространённым термином, конечно же, является послевкусие, которое иногда также называют «оттенком» напитка или блюда. По ссылке можно найти более подробную информацию о временном восприятии и динамике вкуса.



    Последовательность вкусовых ощущений чаще всего обсуждается в контексте дегустации напитков (особенно алкогольных, хотя я иногда встречал упоминания о кофе или чае). Первая часть восприятия часто происходит ещё до того, как вы подносите еду или напиток ко рту, поскольку летучие ароматические соединения составляют значительную часть того, что мы называем «вкусом» (но на самом деле это запах). Эти компоненты иногда называют «ароматом» или «букетом», особенно в отношении напитков. Я также слышал, что этот термин применяют к продуктам с характерным запахом, например к шоколаду.



    Как только пища или напиток оказываются у вас во рту, вы сразу же ощущаете вкусовые ощущения на языке, но летучие соединения также проникают через заднюю часть рта в носовые полости. Для обозначения этих компонентов вкуса используются различные технические термины, в том числе «сапиктивный» для обозначения вкусовых нот, ощущаемых во рту, «ольфактивный» или «обонятельный» для обозначения нот, ощущаемых в носовой полости, а также другие элементы, влияющие на восприятие вкуса, такие как ощущение тепла/холода или текстуры/жевания. Большинство этих терминов редко встречаются в описаниях блюд, но иногда их можно увидеть в технических исследованиях вкуса или в пищевой науке.



    В некоторых случаях при жевании высвобождаются другие вкусовые компоненты (в результате испарения более летучих соединений или механического разрушения пищи при жевании или химического воздействия слюны), которые также могут ощущаться во рту или в носу. Единственный термин, который я часто встречал в описаниях блюд, — «средние ноты», и я не уверен, что люди всегда используют его в одном и том же значении. Процесс изменения вкуса во время этой части дегустации можно назвать, помимо прочего, «структурой», «глубиной» или «развитием» вкуса. Насколько мне известно, стандартного термина для этого не существует. Как я уже упоминал, после проглатывания пищи для описания дальнейших вкусовых ощущений используются термины «послевкусие» или «завершение вкуса». В технической литературе общая последовательность иногда называется «временным профилем» вкусовых ощущений от конкретного продукта.



    Я знаю, что этот ответ, скорее всего, не будет особенно полезным или конкретным, но отчасти это связано с тем, что ваш вопрос затрагивает относительно новую область исследований в пищевой науке. За последние пару лет было опубликовано несколько книг, посвящённых науке о вкусе и психологии восприятия вкуса. Хотя некоторые из них связаны с временной последовательностью восприятия вкуса (а также с нервными путями и ощущениями, которые их создают), я не думаю, что уже появились общепринятые термины, которые можно было бы искать, кроме несколько неточных и разговорных выражений, которые я здесь упомянул.



    РЕДАКТИРОВАТЬ: прочитав комментарии, я понял, что вас может заинтересовать более техническая терминология из области пищевых наук. Когда я впервые прочитал ваш вопрос, я предположил, что вам нужны более простые термины, которые на самом деле используют обычные кулинары. В любом случае, существует ряд терминов для обозначения конкретных аналитических методов, связанных с порядком ощущений, и некоторые из них появились относительно недавно:




    • Профилирование вкусовой интенсивности (TI)

    • Прогрессивное профилирование

    • Временное доминирование ощущений (ВДО)

    • Временной порядок ощущений (ВПО)

    • Многоатрибутивная временная интенсивность (MATI)



    Как правило, они упоминаются только в технической литературе по пищевой науке, и для каждого из них существует свой «протокол» оценки изменения вкусовых ощущений с течением времени. Большинство из них, как я уже сказал, относительно новые. В более старой литературе обычно используется более общий термин, например «вкусовой профиль» или, возможно, «временной профиль». В любом случае, при поиске любого из этих терминов вы, скорее всего, найдёте больше технических статей, посвящённых той информации, которую вы обсуждаете.


  1. Ваша аналогия с музыкальным аккордом, отражающим эволюцию вкуса, находит отклик в моей душе. Как специалист в области когнитивистики, я сразу же вспомнил термин «гештальт». Правильная известная фраза Курта Коффки звучит так: «Целое ДРУГОЕ, чем сумма его частей», которую часто ошибочно переводят как «Целое больше, чем сумма его частей».



    Гештальт-психологи утверждают, что восприятие — это результат сложного взаимодействия различных стимулов. Целое — это не просто сумма его частей, оно существует само по себе.



    Похоже, это именно то, что вы пытаетесь изучить. Хотя сейчас этот термин вряд ли будет полезен в качестве поискового, вы можете сделать его своей целью. Улыбнитесь.



    Вы уже сталкивались с гештальт-эффектом восприятия. Как вам это изображение?



    введите описание изображения здесь



    Вы воспринимаете далматинца не так, как если бы сначала увидели лапу, потом ухо и т. д., а затем сложили их вместе. Собака предстаёт перед вами как единое целое. Мы до сих пор не знаем, почему так происходит, но этот опыт универсален.



    Это витиеватый способ сказать, что я понимаю, к чему вы клоните. Надеюсь, это хотя бы поможет вам понять, к чему вы стремитесь. Удачи. Вы подняли чрезвычайно интересную тему.


  1. В конечном счёте мне просто нужен практический способ поиска и обсуждения техник, которые я мог бы применять в своей любительской кулинарии дома. Но если в кулинарном искусстве нет единой терминологии, которая упростила бы поиск, я могу использовать знания из любой другой области. Кстати, я только сейчас об этом подумал, но ощущение, о котором я говорю, вероятно, наиболее популярно представлено (и преувеличено) в художественной литературе в образе жевательной резинки Вилли Вонки.
  1. А пока можно использовать «контраст вкусов» или «чёткие дополнительные вкусы»? Может, мне стоит обратиться к кулинарному критику :)
  1. Возможно, я сталкивался с этим термином/понятием, но не в последние несколько лет. Это не то, что я искал, потому что вопрос «Как мне достичь гештальта в кулинарии?» не сужает круг поиска, а, наоборот, расширяет его. Но если говорить конкретно о кулинарном искусстве, то у меня был подход «с другой стороны» — нейробиология, а также наука о продуктах питания (которая, на мой взгляд, находится «посередине»). А пока можно использовать «контраст вкусов» или «чёткие дополнительные вкусы»?
  1. Я использую «слои вкуса»
  1. @Scott «Глубина вкуса» по-прежнему кажется мне неоднозначным понятием (как и смешение вкусов, их сочетание, развитие), но если кто-то может быть уверен, что эта фраза относится именно к тому, о чём я говорю, и ни к чему другому, то я только за. Я подозреваю, что в пищевой науке и в кухнях, известных своим ощущением глубины вкуса, есть специальные режимы обучения / традиции.
  1. На ум приходит понятие «глубина вкуса», но я не могу сейчас ответить, как этого добиться.
  1. Интересный вопрос! Я не знаю, существует ли такой термин, но если да, то мне бы хотелось его узнать.
Вы уже ответили на этот вопрос