Что может быть причиной повреждения поверхности колёсных гаек на алюминиевом ободе?
Недавно я повредил заднюю правую дверь своего автомобиля, в том числе получил незначительные косметические повреждения заднего правого обода. Страховая компания оплатила мне новый задний обод.
Сегодня пришло время сезонной замены колёс (с летних на зимние). По дороге в шиномонтаж я заметил, что давление в шинах похоже на низкое. Я предположил, что причиной может быть либо падение давления во всех четырёх шинах из-за низкой температуры, либо медленная утечка воздуха из заменённого обода.
Заменяя колесо с новым ободом, я заметил, что только одна гайка потребовала использования монтажной лопатки и силы, как у гориллы. Остальные четыре были затянуты с разумным усилием. Обычно, если колесо устанавливалось в мастерской, для того чтобы открутить все пять гаек, приходилось изрядно попотеть. В этот раз пришлось попотеть только с одной.
Кроме того, я заметил, что одна из гаек (не та, что была затянута слишком сильно) первые несколько оборотов вращалась не совсем свободно, что-то её «тормозило», но после нескольких оборотов с помощью гаечного ключа она начала вращаться свободно.
Я проверил гайку и соответствующий болт, которые были намертво закреплены на ступице колеса, и не обнаружил никаких повреждений. Затем я проверил обод и был шокирован увиденным:
Это было не единственное повреждение. Была ещё одна повреждённая поверхность, которая, однако, не служила «тормозом» для вращающейся гайки, поэтому повреждение было гораздо менее серьёзным:
Мой вопрос не в том, стоит ли мне их заменить (я уже отправил запрос дилеру, у которого купил новый диск). Мой вопрос также не в том, безопасны ли эти диски (тот факт, что я заподозрил потерю давления в шинах, а позже обнаружил, что во всех шинах одинаковое давление, уже говорит о том, что диск может быть небезопасным, и если вопросы о состоянии шин не по теме, то, возможно, стоит задать вопрос о состоянии дисков, верно?).
Вопрос в том, что могло привести к таким повреждениям? Я менял колёса на сезонные в течение последних 11 лет, используя алюминиевые диски. Ни разу мне не удавалось установить колесо так, чтобы оно повредилось подобным образом. Может быть, материал диска бракованный (слишком мягкий алюминий)? Или его неправильно установил дилер? Если его установили неправильно, то как вообще можно было установить его так, чтобы нанести серьёзные повреждения гайкам?
Ни одна из гаек не была ослаблена, хотя динамометрический ключ, который у меня был, работает только в одном направлении, так что это было скорее общее ощущение ослабления, чем точно измеренный с научной точки зрения крутящий момент: 4 гайки были затянуты нормально, а 1, вероятно, с помощью ударного гайковёрта, с крутящим моментом, в несколько раз превышающим указанный в спецификации. Может ли это быть вызвано неравномерным крутящим моментом — 4 гайки затянуты нормально, а 1 сильно перетянута?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/90331/what-could-be-the-cause-of-damaged-wheel-nut-surfaces-on-aluminum-rim
Хорошо, теперь у меня есть новый диск в подарок. В мастерской сказали, что повреждение не угрожает безопасности дорожного движения и диск можно использовать, но, поскольку это может повлиять на стоимость автомобиля при перепродаже, я решил получить новый диск бесплатно.
В мастерской также предположили, что обод был установлен не совсем ровно, поэтому только одна гайка была затянута должным образом. Вероятно, остальные четыре были затянуты с недостаточным усилием (обод мог немного сместиться после установки во время движения автомобиля, поэтому после этого смещения усилие на остальных четырёх гайках уменьшилось), но у меня нет динамометрического ключа, поэтому оценить это очень сложно.
Кроме того, с этого момента я буду всегда подтягивать все гайки крепления колёс после 50–100 километров пробега. Не уверен, что именно это стало причиной повреждения, но лучше проверить, чем не проверять.
Немного раздражает, что почти во всех магазинах используются ударные гайковёрты. Я считаю, что было бы гораздо лучше использовать обычную аккумуляторную дрель с низким крутящим моментом, а затем докручивать с помощью динамометрического ключа.