Вопрос

Что может быть причиной повреждения поверхности колёсных гаек на алюминиевом ободе?

Недавно я повредил заднюю правую дверь своего автомобиля, в том числе получил незначительные косметические повреждения заднего правого обода. Страховая компания оплатила мне новый задний обод.


Сегодня пришло время сезонной замены колёс (с летних на зимние). По дороге в шиномонтаж я заметил, что давление в шинах похоже на низкое. Я предположил, что причиной может быть либо падение давления во всех четырёх шинах из-за низкой температуры, либо медленная утечка воздуха из заменённого обода.


Заменяя колесо с новым ободом, я заметил, что только одна гайка потребовала использования монтажной лопатки и силы, как у гориллы. Остальные четыре были затянуты с разумным усилием. Обычно, если колесо устанавливалось в мастерской, для того чтобы открутить все пять гаек, приходилось изрядно попотеть. В этот раз пришлось попотеть только с одной.


Кроме того, я заметил, что одна из гаек (не та, что была затянута слишком сильно) первые несколько оборотов вращалась не совсем свободно, что-то её «тормозило», но после нескольких оборотов с помощью гаечного ключа она начала вращаться свободно.


Я проверил гайку и соответствующий болт, которые были намертво закреплены на ступице колеса, и не обнаружил никаких повреждений. Затем я проверил обод и был шокирован увиденным:


повреждение обода 1


Это было не единственное повреждение. Была ещё одна повреждённая поверхность, которая, однако, не служила «тормозом» для вращающейся гайки, поэтому повреждение было гораздо менее серьёзным:


повреждение обода 2


Мой вопрос не в том, стоит ли мне их заменить (я уже отправил запрос дилеру, у которого купил новый диск). Мой вопрос также не в том, безопасны ли эти диски (тот факт, что я заподозрил потерю давления в шинах, а позже обнаружил, что во всех шинах одинаковое давление, уже говорит о том, что диск может быть небезопасным, и если вопросы о состоянии шин не по теме, то, возможно, стоит задать вопрос о состоянии дисков, верно?).


Вопрос в том, что могло привести к таким повреждениям? Я менял колёса на сезонные в течение последних 11 лет, используя алюминиевые диски. Ни разу мне не удавалось установить колесо так, чтобы оно повредилось подобным образом. Может быть, материал диска бракованный (слишком мягкий алюминий)? Или его неправильно установил дилер? Если его установили неправильно, то как вообще можно было установить его так, чтобы нанести серьёзные повреждения гайкам?


Ни одна из гаек не была ослаблена, хотя динамометрический ключ, который у меня был, работает только в одном направлении, так что это было скорее общее ощущение ослабления, чем точно измеренный с научной точки зрения крутящий момент: 4 гайки были затянуты нормально, а 1, вероятно, с помощью ударного гайковёрта, с крутящим моментом, в несколько раз превышающим указанный в спецификации. Может ли это быть вызвано неравномерным крутящим моментом — 4 гайки затянуты нормально, а 1 сильно перетянута?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/90331/what-could-be-the-cause-of-damaged-wheel-nut-surfaces-on-aluminum-rim

0 Комментариев

  1. Хорошо, теперь у меня есть новый диск в подарок. В мастерской сказали, что повреждение не угрожает безопасности дорожного движения и диск можно использовать, но, поскольку это может повлиять на стоимость автомобиля при перепродаже, я решил получить новый диск бесплатно.


    В мастерской также предположили, что обод был установлен не совсем ровно, поэтому только одна гайка была затянута должным образом. Вероятно, остальные четыре были затянуты с недостаточным усилием (обод мог немного сместиться после установки во время движения автомобиля, поэтому после этого смещения усилие на остальных четырёх гайках уменьшилось), но у меня нет динамометрического ключа, поэтому оценить это очень сложно.


    Кроме того, с этого момента я буду всегда подтягивать все гайки крепления колёс после 50–100 километров пробега. Не уверен, что именно это стало причиной повреждения, но лучше проверить, чем не проверять.


    Немного раздражает, что почти во всех магазинах используются ударные гайковёрты. Я считаю, что было бы гораздо лучше использовать обычную аккумуляторную дрель с низким крутящим моментом, а затем докручивать с помощью динамометрического ключа.


  1. Давление в шинах: давление воздуха меняется в зависимости от температуры. Если шины были накачаны, например, до 40 фунтов на квадратный дюйм при температуре 60 °F, то при температуре 30 °F или ниже они могут быть накачаны до 34 фунтов на квадратный дюйм или меньше.


    Даже если в тот день, когда вы их накачивали, было холодно, иногда в шиномонтажных мастерских компрессоры работают весь день, и воздух в них тёплый/горячий. Он попадает в шины горячим, и давление меняется, когда вы выходите из машины и воздух становится холодным. Поэтому в некоторых мастерских предлагают шины, заполненные азотом. Температура не так сильно влияет на азот, как на воздух. То же самое происходит с пневматической подвеской, например у джипа: внутренняя система заполнена азотом, поэтому давление не меняется при разных температурах.


    Что касается гайки. Очень важно затянуть все гайки вручную до упора, прежде чем приступать к затяжке с помощью инструмента. Возможно, колесо не полностью прилегает к ступице или болт/гайка смещены и задевают край колеса, и вы сначала затягиваете этот болт/гайку. Таким образом, другие болты/гайки оказывают давление и выравнивают колесо, но первый болт/гайка подвергается более сильному давлению.


    Кроме того, болты/гайки должны быть затянуты крест-накрест.


    Эта метка на ободе не повлияет на болт/гайку, но если вы тщательно следите за состоянием своих колёс, то можете приобрести гайки/болты, у которых вогнутая часть является отдельным подвижным элементом (например, шайбой), который будет прилегать к ободу, а гайка/болт будут вращаться вокруг него, а не обода. Так вы избежите появления меток, а также сможете центрировать гайку/болт.


    Почему-то такие гайки/болты довольно распространены в других странах, но не в США.


  1. Полстер, это именно то, на что это похоже
  1. Это называется «задир», и именно это происходит, когда вы используете ударный гайковёрт для установки стальной гайки на колесо из алюминиевого сплава. Я согласен с мнением Paulster2 о том, почему этот случай намного хуже остальных. Нужно ли менять колесо? Скорее всего, нет, но можно слегка отшлифовать поверхность. Я также предпочитаю использовать в этом месте противозадирный состав, чтобы не ругаться при снятии. И ВСЕГДА используйте динамометрический ключ и соблюдайте момент затяжки, указанный производителем.
  1. Если бы мне пришлось угадывать, то, поскольку таких дисков было всего два, я бы предположил, что это был первый диск, установленный в мастерской, и при затягивании гайки выступ не был отцентрирован в отверстии обода. Похоже, что гайка была затянута не по центру и врезалась в обод. Это могло произойти только из-за того, что обод не был полностью надет на центрирующее кольцо при установке на ступицу, а затем гайка была затянута. Как только он и другие начали устанавливать обод на место, он встал ровно, но ущерб уже был нанесён.
Вы уже ответили на этот вопрос