Вопрос

Как правильно затягивать болты с головкой под ключ

В некоторых автомобилях, например в некоторых моделях Peugeot и Citroen, есть особый этап в процессе затяжки болтов головки блока цилиндров. Например, в руководстве Haynes по Peugeot 405 указано, что болты головки блока цилиндров следует затягивать в несколько этапов:


Этап 1. Затяните до 60 ньютон-метров (нм)


Этап 2. Полностью ослабьте все болты по очереди


Этап 3. Повторная затяжка до 20 нм


Этап 4. Затяните все болты ещё на 300 градусов


Я без труда понимаю этапы 1, 3 и 4, но что-то в этапе 2 мне не даёт покоя.


Поскольку речь идёт об угловой затяжке, очевидно, что болты головки блока цилиндров относятся к болтам с пределом текучести, и, как вы знаете, такие болты нельзя использовать повторно после однократной затяжки. Затяжка болтов на этапе 1, ослабление всех болтов на этапе 2 и повторная затяжка на этапе 3 означают повторное использование болтов с пределом текучести, что не имеет смысла.
Помимо болтов, саму прокладку головки блока цилиндров нельзя использовать повторно после однократного воздействия давления. Повторная затяжка болтов, их ослабление и повторная затяжка означают, что прокладка головки блока цилиндров сжимается, разжимается и снова сжимается, что опять же противоречит логике.


Итак, в чём же заключается основная идея второго этапа ослабления болтов в середине процесса?


Вот скриншот из инструкции:


введите описание изображения здесь



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/90691/understanding-the-process-of-tightening-head-bolts-properly

0 Комментариев

  1. @NarimanAsgharian — да, или, по крайней мере, без предварительной нагрузки может быть сложно добиться постоянного крутящего момента (давления) во всей системе.
  1. @NarimanAsgharian — именно это они (и я) и говорим о прокладке головки блока цилиндров.
  1. @dlu — вы имеете в виду, что если прокладка не будет предварительно сжата, то впоследствии она может деформироваться и нарушить герметичность между блоком и головкой?
  1. @Pᴀᴜʟsᴛᴇʀ2 — раз они говорят о затяжке под углом 300 градусов, то это должны быть болты TTY. Они также упоминают, что болты, растянутые более чем на определённую величину, следует выбрасывать.
  1. Я бы предположил... что на первом этапе, как говорит @Pᴀᴜʟsᴛᴇʀ2, нужно предварительно затянуть прокладку. Это уменьшит деформацию материала, что, в свою очередь, обеспечит более точное и стабильное значение крутящего момента на третьем этапе. При этом прокладка не снимается и не смещается, поэтому она должна оставаться «пригнанной» к блоку и головке. Наконец, на четвёртом этапе выполняется окончательная затяжка. Если это болты с предельным моментом затяжки, то на этом этапе они начнут разрушаться.
  1. Это болты с предельным моментом затяжки?
  1. @Pᴀᴜʟsᴛᴇʀ2 — в разделе «см. текст» нет ничего особенного. Он лишь напоминает нам о том, что болты нужно ослаблять в порядке, обратном затяжке. Вот и всё.
  1. Сразу после того, на что вы указываете, написано «см. текст» ... что говорится в тексте? Я подозреваю, что в части руководства, посвящённой сборке, есть что-то ещё. Я думаю, что идея состоит в том, чтобы приложить предварительную нагрузку к прокладке головки блока цилиндров, чтобы она сжалась до нужного размера, а затем ослабить её, чтобы при повторном затягивании на 20 Нм вы получили более точный показатель того, какой крутящий момент вы на самом деле прикладываете к болту головки блока цилиндров. Как я уже сказал, это всего лишь догадка.
Вы уже ответили на этот вопрос