Как правильно затягивать болты с головкой под ключ
В некоторых автомобилях, например в некоторых моделях Peugeot и Citroen, есть особый этап в процессе затяжки болтов головки блока цилиндров. Например, в руководстве Haynes по Peugeot 405 указано, что болты головки блока цилиндров следует затягивать в несколько этапов:
Этап 1. Затяните до 60 ньютон-метров (нм)
Этап 2. Полностью ослабьте все болты по очереди
Этап 3. Повторная затяжка до 20 нм
Этап 4. Затяните все болты ещё на 300 градусов
Я без труда понимаю этапы 1, 3 и 4, но что-то в этапе 2 мне не даёт покоя.
Поскольку речь идёт об угловой затяжке, очевидно, что болты головки блока цилиндров относятся к болтам с пределом текучести, и, как вы знаете, такие болты нельзя использовать повторно после однократной затяжки. Затяжка болтов на этапе 1, ослабление всех болтов на этапе 2 и повторная затяжка на этапе 3 означают повторное использование болтов с пределом текучести, что не имеет смысла.
Помимо болтов, саму прокладку головки блока цилиндров нельзя использовать повторно после однократного воздействия давления. Повторная затяжка болтов, их ослабление и повторная затяжка означают, что прокладка головки блока цилиндров сжимается, разжимается и снова сжимается, что опять же противоречит логике.
Итак, в чём же заключается основная идея второго этапа ослабления болтов в середине процесса?
Вот скриншот из инструкции:
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/90691/understanding-the-process-of-tightening-head-bolts-properly