Вопрос

Помогает ли торможение двигателем быстрее остановить автомобиль в экстренной ситуации?

В экстренных ситуациях многие люди одновременно выжимают сцепление и тормоз, но если, скажем, мы будем нажимать только на тормоз, чтобы сохранить эффективность торможения двигателем, поможет ли это нам остановиться быстрее? Я полагаю, что при торможении двигателем также используется сцепление шин с дорогой, верно? Значит, если мы не будем использовать торможение двигателем, у нас будет больше пространства для работы или сцепления с дорогой для дисковых тормозов, и мы сможем сильнее нажимать на тормоза, так что торможение двигателем будет не очень эффективным, верно?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/92656/does-engine-braking-help-stop-a-car-faster-in-an-emergency

10 Комментариев

  1. Можно возразить, что этот вопрос больше относится к технике вождения, чем к техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств. Тем не менее я попытаюсь ответить на него.


    Лично меня учили, что при экстренной остановке нужно сначала нажать на педаль тормоза и только потом выжимать сцепление, когда большая часть скорости будет сброшена. Кроме того, в профессиональном вождении и автоспорте вас учат не только не выжимать сцепление, но и переключать передачи при снижении скорости, даже при самом резком торможении.


    Торможение двигателем зависит от ряда факторов, в том числе от типа трансмиссии, типа двигателя и, в случае двигателей внутреннего сгорания, от веса маховика. Некоторые автомобили резко замедляются при закрытии дроссельной заслонки, другие — не так сильно.


    С точки зрения доступного тормозного усилия, сумма максимального тормозного усилия, создаваемого только тормозами, всегда будет меньше суммы тормозного усилия, создаваемого тормозами и двигателем.


    Ещё одно преимущество отказа от немедленного выжимания сцепления заключается в том, что автомобиль будет более устойчивым, чем при выжатом сцеплении. При экстренном торможении автомобиль с большей вероятностью будет «заваливаться» на заднюю часть. Торможение двигателем предотвращает это.


    Моя последняя мысль по этому поводу заключается в следующем: при прерывистом торможении, когда вам приходится вручную уменьшать давление на педаль, потому что вы заблокировали колесо, или когда это делает за вас система ABS, при выжатом сцеплении в ту долю секунды, когда тормоза отпускаются, автомобиль находится в режиме свободного хода, в то время как при отпущенном сцеплении торможение двигателем продолжает действовать даже в тот момент, когда тормозная система бездействует.


  1. Нет, это не так, по крайней мере в автомобиле с исправно работающей тормозной системой. В каждом современном автомобиле тормоза способны блокировать колеса как на передней, так и на задней оси. Сегодня этого не происходит, поскольку большинство автомобилей оснащены системой ABS, но вы никак не можете ускорить остановку автомобиля, поскольку трение между шинами и дорогой ограничено.


    Единственное, что делает торможение двигателем, — это частично снимает нагрузку с тормозов, но в большинстве случаев это не приводит к более быстрой остановке.


    Возможное исключение — перегрев и износ тормозов. В этом случае поможет торможение двигателем.


  1. Термины "задействован" и "отключен" используются неправильно, что затрудняет понимание. "Задействован" - это "нога снята", "отключен" - это "нога опущена". Если вы не участвуете в гонках, среднестатистическому водителю никогда не придется сталкиваться с каденционным торможением или "вилянием хвостом". ABS является обязательной в ЕС уже 20 лет. ESC - более десяти. Не отпуская сцепление, вы пытаетесь снизить обороты двигателя и одновременно остановить машину. Вы никогда не сможете вручную определить, когда эффективное замедление двигателя перерастёт в пробуксовку.
  1. Если вы превышаете предел тяги, единственный вариант — отпустить тормоза (или позволить системе ABS сделать это за вас). Если сцепление выжато, то на время отпускания тормозов автомобиль будет двигаться накатом. Это увеличит тормозной путь по сравнению с автомобилем, который дополнительно использует торможение двигателем.
  1. Почти во всех транспортных средствах тормозное усилие ограничено трением между шиной и дорожным покрытием, а НЕ тормозной системой. Вы не сможете увеличить тормозное усилие за счёт торможения двигателем, так как ограничение остаётся прежним.
  1. Конечно, торможение двигателем увеличивает тормозное усилие, действующее на ведущие колёса, а максимальное тормозное усилие достигается непосредственно перед срабатыванием ABS.
  1. На самом деле всё наоборот: чтобы остановиться с выжатым сцеплением, потребуется больше времени.

    При механическом переключении [с помощью рычага] вы получите небольшое торможение двигателем на 4-й передаче при скорости около 64 км/ч, но если вы приближаетесь к контролируемой остановке на светофоре/круговом перекрёстке и снижаете скорость примерно до 48 км/ч, то вам нужно переключиться на более низкую передачу, чтобы получить дополнительное торможение, возможно, даже на 2-ю, если вы в этом разбираетесь. Этому стоит научиться, но делать это нужно правильно. Замена сцепления обходится гораздо дороже, чем тормозных колодок ;)


    С другой стороны, если вы резко нажмёте на педаль тормоза, пытаясь экстренно затормозить, торможение двигателем на 4-й передаче быстро перейдёт в плавное, но тем не менее положительное ускорение[1] . Оно вернётся к тормозному усилию только в том случае, если вам удастся замедлиться настолько, что двигатель заглохнет, — но будет уже слишком поздно, чтобы это помогло вам остановиться.

    Вы можете подумать, что это не так важно, ведь тормоза вполне способны заглушить двигатель, но всё это время они тратят энергию, которую могли бы использовать для остановки автомобиля, в том числе и для остановки двигателя.


    Если одновременно нажать на сцепление и на тормоза, эта неопределённость исчезнет, и всё будет зависеть от тормозных колодок и системы ABS, что будет не только более плавным, но и более безопасным. Они рассчитаны на это.

    Используйте передачи только в экстренных ситуациях, когда отказывает или не работает тормоз.[2]


    [1] Вы можете проверить это [аккуратно, не пытайтесь ускориться] на небольшом спуске, посмотрев, с какой скоростью машина едет на высшей передаче, а двигатель работает на 700 оборотах в минуту или около того [на тех же оборотах, что и на светофоре в нейтральном положении]. Это скорость, которую машина будет стараться поддерживать, если вы не выжмете сцепление.


    [2] Если вам когда-нибудь придётся использовать только коробку передач, чтобы быстро остановиться, вам нужно будет переключаться как можно быстрее. Каждое переключение на пониженную передачу будет происходить слишком быстро, поэтому к тому времени, когда вы вернёте обороты в нужное положение, вам уже понадобится следующая передача. Это никак не поможет вашему сцеплению, потому что наилучшее замедление достигается без согласования оборотов, то есть сцепление используется как «тормозная колодка», поэтому применяйте этот метод только в экстренных случаях.


    При этом я делаю вид, что в машинах по-прежнему всего 4 передачи — подстраивайтесь под свой автомобиль. В моём их 7.


  1. @SteveMatthews — хм… ладно. Думаю, ты заходишь на территорию специалистов. Ни один обычный водитель в панике никогда не будет тормозить с нарастающим усилием, не говоря уже о том, чтобы быстро, но разумно переключать передачи [при этом помня, какой у него привод — передний или задний [или полный]. У нас здесь не так много снега, чтобы по-настоящему потренироваться, но однажды я понял, что, когда я «так аккуратно» теряю управление в повороте, для шин будет лучше, если они будут цепляться за бордюр задней частью, а не боковой, так что немного ручного тормоза помогло мне этого добиться;) [Я тренировался на гоночной трассе, но до «эксперта» мне ещё далеко]
  1. Извините, для ясности: под «выжатым сцеплением» я подразумеваю, что педаль нажата и механизм сцепления активно прерывает передачу крутящего момента между коленчатым валом и первичным валом коробки передач; то есть передача крутящего момента прерывается. Вы предполагаете, что в автомобиле есть система ABS, но если вы тормозите вручную, то никак не можете оценивать сцепление с дорогой 1000 раз в секунду. Также стоит учитывать влияние поверхностей с очень низким коэффициентом трения, таких как снег, на автомобили с системой ABS. Не говоря уже о том, что при включённой трансмиссии манёвры уклонения будут более контролируемыми.
  1. @SteveMatthews — если сцепление всё ещё выжато, то вам придётся провести довольно сложную математическую операцию, чтобы определить, меняется ли скорость вашего замедления, которая зависит от скорости, оборотов и торможения, и если да, то в какую сторону. Вы точно не на свободном ходу, как было бы, если бы сцепление было отпущено и вы отпустили тормоза. Система ABS не отключает тормоза полностью, а высвобождает ровно столько силы, сколько нужно, чтобы колеса продолжали вращаться... и пересчитывает это значение 1000 раз в секунду. На более низких скоростях при включенном сцеплении вы технически находитесь в режиме ускорения.
Вы уже ответили на этот вопрос