Когда нужно менять запасное колесо?
Недавно я зашёл в шиномонтаж/автомастерскую. На моей левой задней шине была выпуклость прямо над колпаком ступицы. Я поискал в интернете и выяснил, что если ничего не предпринимать, то всё может закончиться очень плохо.
В общем, мастер сказал мне, что нужно заменить две задние шины, чтобы износ был равномерным.
Он также проверил мою запасную шину. Он сказал, что, поскольку моя машина 2003 года выпуска, запасную шину нужно заменить. Поэтому он взял мою исправную правую заднюю шину и положил её в отсек для запасного колеса.
Запасное колесо никогда не использовалось... зачем мне было его менять? Когда нужно менять запасное колесо?
Если бы я не обратился в шиномонтаж, я бы никогда не подумал о замене запасного колеса.
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/5236/when-do-i-need-to-replace-my-spare-tire
Короткий ответ: если говорить только о возрасте (а не о физических ограничениях шины) . Если у вас полноразмерная запасная шина, её следует заменить по истечении 10 лет с момента (в США это дата, указанная DOT на шине) производства. . Если у вас «докат», то действует та же рекомендация — 10 лет, но не все шины одинаковы.
Хотя существует общепринятый ответ, который соответствует государственным стандартам, разработанным с учётом требований безопасности, мой ответ скорее информационный, чтобы кто-то понял, почему ему нужно заменить шину.
Отказ от ответственности: я никогда не меняю втулки ни на одной из своих машин, потому что они были в хорошем состоянии даже спустя 15 и 20 лет.
Второе предупреждение: меня всегда задевает, когда продавцы шин говорят кому-то, что нужно заменить колесо, и называют цену в 400 долларов, хотя шина в хорошем состоянии. Это вызывает у людей недоверие и приводит к тому, что они перестают доверять профессионалам.
Длинный ответ:
Шину нужно менять только тогда, когда она достигает физических пределов прочности или когда резина начинает разрушаться и выходить из строя.
Что означают физические ограничения
Физический предел возможностей шины — это момент, когда шина больше не может соответствовать техническим характеристикам, по которым она была изготовлена.
Общими ограничениями являются:
Что значит, что резина изнашивается или выходит из строя
Резина износилась, когда её химическая структура изменилась настолько, что изменились прочность на разрыв, цвет, форма и т. д. резины.
Резина изнашивается после того, как материал перестаёт сохранять свои свойства. Материал расслаивается, что приводит к разрыву, появлению дыр, расслоению и т. д., в результате чего резина перестаёт быть эластичной.
Представьте, что деградация — это химическое изменение резины, а поломка — физическое изменение.
Причины износа и выхода из строя шин
Можно выделить следующие категории:
Первопричинами были бы:
Химические вещества и озон/УФ
Химические вещества и процессы, разрушающие резину, подробно описаны в статье о деградации полимеров в Википедии. Я процитировал и перефразировал некоторые пункты из этой статьи, касающиеся шин.
В статье в Википедии приводится более подробная научная информация, но суть в том, что любой дефект, связанный с окислением, скорее всего, возник по вине производителя. Единственный другой способ, при котором окисление может повлиять на шину, — это воздействие другого окисляющего вещества (например, оксида железа, он же ржавчина).
Углепластик обычно используется в шинах, tldr - это соль, которая может вызвать коррозию некоторого количества материала в шине. Некоторого количества достаточно, чтобы вызвать разрушение материала.
Хлор эффективно высушивает резину и повреждает молекулы, вступая с ними в реакцию и изменяя их.
Прочее
Нагрев, истирание, разрыв, чрезмерное давление/сжатие — всё это говорит само за себя. Это напрямую связано с физическими ограничениями шины.
Усталость
Усталость шин обычно вызвана такими факторами, как неравномерное давление (например, из-за негерметичного клапана пользователю приходится подкачивать шину перед каждой поездкой), а также факторами, связанными со временем, которые обычно диагностируются по микротрещинам или тому, что в отрасли называют «сухой гнилью» (например, google michelin сухая гниль).
Установленный
Есть ещё кое-что, о чём я не упомянул выше, потому что сложно увидеть уникальность этого явления как точки отказа. В резиновой промышленности есть термин «натяжение», который означает напряжение, сохраняющееся в течение определённого периода времени, а затем ослабевающее.
Хорошим примером этого является измерение напряжения в объекте как результата деформации. Таким образом мы можем измерить деформацию.
Пример: вы сжимаете баскетбольный мяч и отпускаете его. Вы делаете это во второй раз. Если нагрузка на мяч каждый раз была одинаковой, то и напряжение будет одинаковым. Но если вы сожмёте мяч так сильно, что он лопнет, то напряжение уже не будет одинаковым, потому что мяч деформируется.
Вот почему моему другу, который каждый день ездит по выбоинам, приходится покупать новые шины. Дело не в том, что последняя выбоина привела к повреждению шины, а в том, что предыдущая выбоина так сильно деформировала шину, что она не выдержала нагрузки. Шина постепенно деформируется под воздействием дополнительной нагрузки, пока не выходит из строя.
С какой стати я так подробно рассказываю о поломке шины
Потому что ничего из этого не происходит в чистом сухом багажнике. Если вы никогда не доставали запасное колесо из багажника/лючка и в багажнике/лючке нет влаги. Ничто не может испортить вашу шину или приблизить её к пределу физических возможностей.
Почему я никогда не покупал новый пончик
Вооружившись своими, в общем-то, бесполезными знаниями о резине и шинах, я каждый раз, когда у меня спускало колесо в одной из моих многочисленных машин возрастом более 10 лет, доставал запасное колесо, которое держал накачанным вместе с остальными шинами. Я осматривал его на предмет трещин или других признаков износа. Резина шины оставалась мягкой и эластичной, без признаков приближающегося конца.
Я не призываю вас садиться за руль после того, как пончик пролежал 10 с лишним лет.