Сравнение двигателей: чем двигатель меньшего объёма/более эффективный двигатель может превосходить своего «старшего брата»?
Недавно, после разговора с друзьями, я наткнулся на информацию о двигателях, доступных для Fiat Panda Mk4 (да, это та ещё история, и теперь я застрял в этой кроличьей норе). И я заметил кое-что странное; прошло уже несколько дней, а я всё ещё не могу забыть:
Как может 2-цилиндровый двигатель объёмом 900 см³ обладать большей мощностью, крутящим моментом, более высокой максимальной скоростью, быть быстрее и в то же время иметь меньший уровень выбросов и больший пробег, чем его 4-цилиндровый аналог объёмом 1200 см³?
Данные, которые я получаю, взяты с страницы автомобиля в Википедии; насколько я смог проверить, цифры точные.
В частности, я рассматриваю два бензиновых двигателя 2011 года (для объективности), «0,9 TwinAir Turbo» и «1,2 Fire 8v».
-
Первый — это рядный-2 с 875 см3, который выдает 63 кВт, имеет крутящий момент 145 Нм, развивает максимальную скорость 177 км/ч и разгоняется от 0 до 100 км/ч за 11,2 с. Он выбрасывает 99 г CO2/км и расходует 4,2 л на 100 км.
-
Другой — рядный 4-цилиндровый с 1242 см3, мощностью 51 кВт, крутящим моментом 102 Нм, максимальной скоростью 164 км/ч и разгоном от 0 до 100 км/ч за 14,2 с. Он выбрасывает 120 г CO2/км и расходует 5,2 л на 100 км.
Конечно, некоторые значения отличаются незначительно. С другой стороны, есть и довольно существенные расхождения. Как может меньший, более «эффективный» (за неимением лучшего слова) вариант превосходить более крупный и «прожорливый» вариант практически во всех категориях?
Кто-то предположил, что «всё дело в турбине» (и я видел ответы на подобные вопросы на этой платформе, но различия были гораздо менее заметными). «Турбина» вполне может быть причиной, но тогда возникает другой вопрос: зачем кому-то 4-цилиндровый двигатель? Почему он вообще предлагается в качестве опции, если у него нет никаких преимуществ перед меньшим двигателем? В чём заключаются преимущества этого более крупного двигателя?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/94659/engine-comparison-how-can-a-smaller-more-efficient-engine-excel-over-its-bigge
Одним словом: турбонаддув
По той же причине Ричард Холденер создал Big Bang Motor на базе 4,8-литрового двигателя, который выдавал более 1200 л. с., в то время как стандартный (атмосферный) двигатель выдавал около 300 л. с. Турбокомпрессор (или просто турбо) по сути заставляет маленький двигатель «думать», что он больше. На каждые 14,7 фунта (1 бар) атмосферного давления (или наддува), которые вы можете подать в двигатель с помощью турбонаддува, мощность двигателя увеличивается на 100 % по сравнению с тем же двигателем без турбонаддува (это приблизительное правило ... результаты могут отличаться). Например, если двигатель без турбонаддува выдает 100 л. с., то при наддуве в 14,7 фунта (1 бар) мощность двигателя должна составить 200 л. с. Если бы вы добавили 29,4 фунта (2 бара), мощность составила бы около 300 л. с. Это справедливо для всех диапазонов мощности... при условии, что двигатель рассчитан на такую нагрузку.
Как правило, это дешевле, и двигатель служит дольше, если учесть все факторы. Турбонаддув усложняет конструкцию двигателя, а с усложнением растёт и стоимость.