Внезапный полный отказ тормозов
Honda Civic LX 2003 года
Я ехал по шоссе, когда машина передо мной начала поворачивать. Я нажал на тормоз, и педаль провалилась до самого пола. На приборной панели загорелась лампочка тормоза, но машина совершенно не тормозила.
К счастью, я никого не сбил, но я съехал на обочину и вызвал эвакуатор. Мой механик всё проверил (тормозные магистрали, главный тормозной цилиндр, несколько дорожных тестов), но ничего не нашёл. После этого случая тормоза работают безупречно.
За день до поломки мой механик проверил регулировку высоты педали тормоза. Когда я вернул ему машину после поломки тормозов, он пришёл к выводу, что, возможно, поршень суппорта заклинило после того, как его собрали. Мне это кажется странным, потому что, когда я ехал домой из мастерской, тормоза работали нормально.
РЕДАКТИРОВАТЬ: как я уже писал ниже, мой механик не стал регулировать высоту педали как таковую, а вместо этого отрегулировал задние тормозные колодки, чтобы они располагались ближе к тормозным барабанам.
Что могло стать причиной этого? Правдив ли ответ моего механика? Могут ли главные тормозные цилиндры выходить из строя случайным образом? Я также подумал, что в главный тормозной цилиндр мог попасть осадок, но мои тормоза прокачивали не так давно, так что это кажется маловероятным.
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/94250/sudden-complete-brake-failure
Если бы у этой загадки был простой и очевидный ответ, например низкий уровень тормозной жидкости или её утечка, можно было бы предположить, что любой механик, проработавший в этой сфере больше 15 минут, уже догадался бы об этом. Давайте копнём поглубже.
Я думаю, ваш механик напортачил и не хочет в этом признаваться. (Или, что более вероятно, в силу своего невежества он не понимает, что его работа привела к поломке тормозов.)
Регулировка высоты педали тормоза на Civic — деликатная и рискованная операция. Если слишком сильно опустить педаль тормоза, это приведет к незначительному трению между суппортами и тормозными дисками. Это трение может быть слишком слабым, чтобы его заметить, но оно приводит к нагреву тормозных деталей. Из-за нагретого суппорта тормозная жидкость расширяется, а поскольку педаль опущена слишком низко, тормозная жидкость не может свободно вернуться в главный тормозной цилиндр.
Это приводит к ещё большему сопротивлению и нагреву, и в конечном итоге тормозная жидкость в одном или нескольких суппортах может испариться.
Система контроля безопасности тормозов определяет разницу в давлении между двумя половинами тормозной системы. При обнаружении разницы в давлении на приборной панели загорается индикатор BRAKES. Этот же индикатор загорается при низком уровне тормозной жидкости или сильном износе тормозных колодок.
Я думаю, что произошло следующее: когда вы нажали на тормоза, суппорт с испарившейся тормозной жидкостью принял весь объём жидкости, на который была нажата педаль, и не создал никакого давления, в то время как другая половина вашей тормозной системы создала тормозное давление, но его было недостаточно для эффективного торможения. Из-за разницы в давлении должна была загореться лампочка BRAKES. Я думаю, что вы могли бы добиться эффективного торможения, прокачав тормоза. Это искусство было утрачено с появлением систем ABS, так что вас можно простить за то, что вы так и не научились этому.
Вы не упомянули об этом, но, возможно, когда вы остановились, вы почувствовали запах гари, а одно или несколько ваших колёс, вероятно, были очень горячими. Возможно, вы этого не заметили, если горячий тормоз был сзади и/или дул сильный встречный ветер и вы не оказались с подветренной стороны от горячего тормоза.
Вы по-прежнему рискуете снова остаться без тормозов, если только механик не отрегулировал высоту педали тормоза должным образом.
Движение вперед
Вам нужен новый механик.
Высоту педали тормоза должен проверять и регулировать специалист, а не случайный механик, который никогда этого не делал.
Необходимо тщательно проверить тормозную систему на наличие остекленевших/подгоревших/повреждённых деталей, которые могли появиться в результате перегрева.
Если есть признаки перегрева, тормозную жидкость необходимо промыть и заменить на новую.
РЕДАКТИРОВАТЬ ПОСЛЕ ОБМЕНА КОММЕНТАРИЯМИ
Исходя из вашего первоначального вопроса, я предположил, что вы обратились к механику, потому что вас не устраивала высота педали тормоза. Некоторым людям трудно переносить ногу с педали газа на педаль тормоза, потому что педаль тормоза намного выше и они могут зацепиться подъёмом стопы за её заднюю часть. На Civic можно аккуратно опустить педаль тормоза, отрегулировав гайку на валу главного тормозного цилиндра под приборной панелью и ещё одну гайку на выключателе стоп-сигнала в том же месте.
Но из ваших комментариев следует, что изначально вы обратились к механику не по этой причине.
Вы пожаловались на то, что педаль тормоза вылет требовала большего усилия для срабатывания тормозов, чем вы привыкли — не высота педали тормоза. Механик предположил, что задние барабанные тормоза не отрегулированы, поэтому он отрегулировал задние тормоза, чтобы тормозные колодки располагались ближе к тормозным барабанам и для срабатывания тормозов требовалось меньшее усилие на педали. Из ваших комментариев следует, что он не отрегулировал саму педаль, то есть не отрегулировал гайку на валу главного тормозного цилиндра под приборной панелью. Вы предположили, что он отрегулировал педаль тормоза, но на самом деле он отрегулировал только задние барабанные тормоза.
Дисковые тормоза не нуждаются в регулировке: они саморегулируются каждый раз, когда вы нажимаете на педаль тормоза. Барабанные тормоза регулируются при первой установке, а затем, по мере их износа, механизм проверяет необходимость регулировки каждый раз, когда вы нажимаете на тормоз при движении задним ходом. Если требуется регулировка, она автоматически выполняется одним «щелчком» вращающегося храпового колеса в тормозном механизме, и этого достаточно на многие недели или месяцы. Регулировка недостаточна для того, чтобы заметить разницу в высоте педали.
Механизм саморегулировки может заржаветь и перестать работать. Если это произойдет, то по мере износа тормозных барабанов и колодок вы заметите, что педаль тормоза приходится нажимать все сильнее и сильнее, прежде чем тормоза начнут срабатывать, поскольку для приведения тормозных колодок в контакт с тормозными барабанами требуется больше тормозной жидкости.
В такой ситуации нужно не просто отрегулировать тормоза, а очистить и смазать или полностью заменить заржавевший механизм регулировки тормозов. Если детали есть в наличии, ремонт не составит труда. Детали стоят недорого. Когда ремонт будет закончен, самый разумный способ отрегулировать задние тормоза — это отрегулировать большую часть так, чтобы тормозные колодки находились на нужном месте, затем выехать на парковку, сдать назад и несколько раз нажать на тормоз, пока тормоза не отрегулируются автоматически до заводского зазора.
Похоже, что ваш механик этого не сделал, а вместо этого отрегулировал задние тормоза так, чтобы они слегка пробуксовывали. Это гарантировало, что педаль тормоза будет проходить лишь небольшое расстояние, прежде чем сработают тормоза.
К сожалению, он неправильно отрегулировал тормоза, из-за чего они стали слишком тугими. В этом месте история совпадает с моим первоначальным рассказом о том, что произошло. Тормоза нагрелись, сопротивление становилось всё сильнее и сильнее, пока детали тормозной системы не нагрелись настолько, что тормозная жидкость закипела. Вы потеряли способность тормозить, потому что при нажатии на тормоз в горячий задний тормозной цилиндр (цилиндры) вытекло слишком много жидкости.
Механизм регулировки заднего тормоза необходимо либо очистить от ржавчины и смазать, либо заменить. Затем необходимо правильно отрегулировать задние тормоза, чтобы саморегулирующийся механизм выполнил окончательную рабочую регулировку. После этого педаль тормоза будет требовать определённого хода для срабатывания. Так и должно быть. Если раньше у вас были дисковые тормоза на все четыре колеса, а теперь сзади установлены барабанные тормоза, это объясняет разницу в ощущениях. Вам нужно приспособиться к этому, а не наоборот. Если механизм автоматической регулировки новый или чистый и смазанный, ход педали тормоза будет соответствовать заводским настройкам.