Вопрос

Что произойдёт, если я переключу передачу, не выжав сцепление, во время движения автомобиля с механической коробкой передач?

Можно ли переключать передачи без выжимания сцепления при работающем двигателе?


Приводит ли это к повреждению или износу чего-либо?
Просто хотел узнать, что на самом деле происходит с автомобилем.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/96743/what-happens-when-i-shift-gears-without-pressing-the-clutch-in-a-manual-transmis

24 Комментария

  1. Уже есть много ответов о переключении передач без сцепления, но завести трактор можно только таким способом. Без применения чрезмерной физической силы, которая может привести к деформации шестерён, единственный способ — переключиться на передачу достаточно быстро, чтобы люфт в последовательности зубчатых передач, ведущих к колёсам, не «израсходовался» между моментом включения передачи и моментом, когда она полностью войдёт в зацепление. При использовании трактора и сверхнизкой передачи люфт будет большим, прежде чем колёса начнут двигаться. Даже если бы вы ехали достаточно быстро на обычном автомобиле, кинетическая энергия вращающегося двигателя была бы меньше, чем у автомобиля, даже движущегося на холостом ходу. Это означает, что за доли секунды обороты двигателя должны были бы измениться на огромную величину. Как вы наверняка знаете из курса физики, из-за этого может сломаться многое.


    Примечание: я забыл упомянуть, что многие современные автомобили оснащены довольно мощными стартерами и теоретически могут заводиться на первой передаче при небольшой помощи с уклона. Многие современные автомобили, скорее всего, даже не позволят вам завестись на передаче


  1. Если вы хотите научиться это делать,



    • Положите руку на рычаг и приготовьтесь перевести его в положение «НЕЙТРАЛЬНО»



    • Вот процесс, который вам нужно отточить. Будет определённое «количество мощности», при котором коробка передач легко переключится в нейтральное положение. (Без использования сцепления.)



    • Это довольно сложно объяснить, но скажу так: нажмите на педаль акселератора посильнее, чтобы вы могли разогнаться и набрать хорошую скорость. Теперь более или менее снимите ногу с педали акселератора, и двигатель, очевидно, будет работать все тише и тише. В течение нескольких секунд, пока это происходит, продолжайте очень плавно нажимать на рычаг переключения передач, пытаясь перевести его в нейтральное положение. Вы обнаружите, что в один прекрасный момент он легко и идеально переключится в нейтральное положение когда две «силы, действующие с обеих сторон коробки передач», уравновесят друг друга. Это всего лишь поэтическое объяснение, на самом деле всё сложнее, но ощущения именно такие.



    • Теперь вы хотите переключить на другую передачу! (Предположим, вы переключились на пониженную.)



    • Начинайте плавно увеличивать обороты, слегка нажимая на педаль



    • И снова в течение нескольких секунд продолжайте очень плавно нажимать на рычаг переключения передач, пытаясь включить новую передачу



    • И снова наступит «точный» момент, когда это произойдёт. (Если вы «пропустите» этот момент, то всё пропало. Продолжайте вести машину как обычно и попробуйте ещё раз в следующий раз.)




    Как только вы начнёте это делать, вы поймёте, что всё остальное — отстой.


    Действительно, если вы невероятно хороший водитель (как я, конечно же!), то, по сути, делаете это каждый раз, когда переключаете передачу, и лишь слегка используете сцепление, чтобы облегчить себе этот момент когда вы синхронизируете изменение импульса и изменение мощности двигателя


    Ещё один приём: если у вас получается очень плавный переход, скажем, с третьей передачи на нейтральную, то вы можете переключиться с третьей на нейтральную, снова на третью, снова на нейтральную и так далее, в качестве тренировки.


    Хорошо то, что если вы сделаете это плохо, то испортите коробку передач и, возможно, сцепление, но это даже хорошо, потому что мы все должны ездить на достаточно дешёвых машинах, чтобы можно было подурачиться и повеселиться!


  1. Я много раз заводил «Миату» с толкача (правда, всего два раза). Оба раза выходил из строя рабочий цилиндр, поэтому сцепление внезапно переставало работать, и мне приходилось ехать домой. Насколько я помню, вскоре после этого мне пришлось заменить стартер.
  1. Переключать передачи без сцепления во время движения не рекомендуется, но это можно сделать, если того требует ситуация.


    Вы не можете начать движение автомобиля с места, переведя рычаг переключения передач из нейтрального положения в какое-либо другое. Как только кончик первого зубца войдет в треугольное пространство, где он должен находиться, он тут же ударится о кончик следующего зубца, что приведет к поломке одного или обоих зубцов. Скорее всего, это будет небольшая трещина, но зубчик может и вовсе оторваться.


    Если автомобиль движется на любой передаче с нормальной скоростью, вы, как правило, можете переключиться на более высокую передачу, не выжимая сцепление. Это не идеальный вариант, и он зависит от вашего умения рассчитывать время.



    1. Плавно ускоряйтесь на передаче (например, второй)

    2. При разумных оборотах двигателя (скажем, 3000 об/мин, не на пределе) отпустите педаль акселератора. Это снизит давление между зубьями ведомой и ведущей шестерён

    3. Переведите рычаг переключения передач со второй передачи на нейтральную, сделайте небольшую паузу (трудно определить, сколько именно), а затем переключитесь на третью. Для переключения на третью передачу не нужно прилагать усилий. Максимум — надавить кончиком пальца.
      Зачем нужна пауза? Она позволяет двигателю снизить обороты до нужной скорости для переключения на следующую передачу при текущей скорости движения.

    4. Плавно нажмите на педаль акселератора. Весь процесс должен проходить спокойно и расслабленно.


    Сделать это в новом автомобиле с механической коробкой передач намного сложнее. У меня Land Rover Series 3 50-летней давности, и, скажем так, у него широкие допуски.


    Дауншифтинг работает по тому же принципу, но вам нужно нажимать на педаль акселератора во время паузы в такте. Вместо того чтобы замедлять двигатель, вам нужно заставить его работать быстрее, чтобы соответствовать скорости движения. Это намного сложнее.


    Если хотите попрактиковаться, делайте это на гравийной дороге. Так трансмиссия будет более устойчивой, если вы пропустите переключение.


    В СТОРОНУ Вы можете включить передачу при выключенном двигателе и отпущенном сцеплении, а затем провернуть двигатель с помощью стартера. При этом стартер толкает весь автомобиль, что очень плохо, как и в случае с «перемещением заглохшего автомобиля с железнодорожного переезда, когда приближается поезд».




    Соответствующий сюжетный момент Я работал на скаутском слёте (18 декабря 2007 года, Крайстчерч, Новая Зеландия) и умудрился порвать левую икроножную мышцу, используя силовой шест, стремянку и силу тяжести. Я едва мог ходить, не говоря уже о том, чтобы водить машину с механической коробкой передач.


    Я совершенно не мог выжать педаль сцепления, поэтому, чтобы добраться до дома, я использовал правую ногу для выжимания педали сцепления и ехал на первой передаче. Я также использовал ручной дроссель, чтобы двигатель не заглох.


    После того как я разогнался, я смог использовать описанную выше технику для переключения на вторую/третью/четвёртую передачу. Для овердрайва нужно выжимать сцепление, поэтому я просто не стал этого делать.


    Если впереди загорался красный свет, я снижал скорость и переключал коробку передач в нейтральное положение до полной остановки. Затем я повторял движение правой ногой для старта с выжатым сцеплением.


    Если не считать некоторой скованности, всё прошло на удивление хорошо. И да, я сразу поехал в круглосуточный травмпункт, чтобы показать ногу.


  1. (lol, извините, я только что заметил, что двумя предложениями ниже вы упоминаете подход с понижением передачи. Я бы сказал, что в обоих случаях вам, возможно, придётся либо увеличить, либо уменьшить крутящий момент двигателя, так как это зависит от того, поднимаетесь вы или спускаетесь с небольшого холма, работает ли двигатель в данный момент на повышенных или пониженных оборотах и т. д.)
  1. Не стоит переключать передачи без использования сцепления, так как это приведёт к ненужному износу, который в конечном итоге выльется в дорогостоящий ремонт.


    Когда вы переключаете передачу, в коробке передач срабатывает синхронизатор, который синхронизирует скорость шестерён в коробке передач со скоростью автомобиля. Если сцепление выключено, на синхронизатор приходится очень небольшая нагрузка, что приводит к минимальному износу при каждом переключении передачи.


    Однако если вы не отпустите сцепление, синхронизаторам придётся синхронизировать обороты двигателя с оборотами автомобиля. Это приводит к значительному дополнительному износу синхронизаторов и в конечном счёте к их преждевременному выходу из строя.


    Прежде чем выбрать передачу, можно вручную попытаться синхронизировать обороты двигателя со скоростью автомобиля, что снизит нагрузку на синхронизаторы, но сделать это точно не получится, поэтому всегда будет происходить ненужный износ.


    Выход из строя синхронизатора приведёт к трудностям при переключении передач и их скрежету, а также к большим расходам.


  1. Если ваш автомобиль неподвижен, вы не сможете перевести рычаг переключения передач из нейтрального положения, не причинив чрезмерного ущерба. В трансмиссии часть механизма вращается под действием силы, создаваемой двигателем. Другие части механизма (шестерни, подшипники, рычаги) не движутся, так как они соединены с силовой передачей, которая заканчивается на колесах. Принудительное воздействие движущейся части на неподвижную, как вы описываете, может привести к катастрофическим последствиям.


    При использовании сцепления двигатель отсоединяется от движущейся части, а колесо соединяется с движущейся частью. Плавное отпускание сцепления для начала движения предотвращает вышеупомянутое разрушение.


    Обратите внимание, что можно переключать передачи во время движения, не используя сцепление, но при этом нужно хорошо понимать разницу в скорости и тщательно подбирать обороты двигателя, выбранную передачу и скорость движения, чтобы избежать повреждений. В юности у меня не раз ломалась тяга сцепления, и я без особого труда добирался до места назначения.


  1. Некоторые (а в какой-то момент, возможно, и все) старые автомобили на самом деле требовали «промежуточного нажатия на газ» (технический термин может звучать как «двойное выжимание сцепления») для увеличения оборотов двигателя на нейтральной передаче при переключении на пониженную передачу. Полагаю, синхронизаторы или другие механизмы, отвечающие за синхронизацию передачи и оборотов двигателя, значительно усовершенствовались за последние, скажем, 60 лет. И я полагаю, что это по-прежнему хорошая идея, особенно если разница в скорости велика (например, при переключении на пониженную передачу на спуске, чтобы затормозить двигателем).
  1. Вам «повезло», что это была ваша левая нога. Попытка использовать левую ногу для нажатия на педаль тормоза приведёт к блокировке тормозов, так как «мышечная память» на силу нажатия совершенно неверна — для сцепления требуется гораздо больше силы, чем для педали тормоза. ИМХО.
  1. На YouTube есть множество видеороликов с описанием этого процесса.
  1. Поможет ли этот вопрос, если я прикреплю видео? Я мог бы попытаться записать весь процесс, это может оказаться проще, чем описывать его словами.
  1. @Fattie Я почти не использую сцепление при переключении передач, но выжимаю его при переключении вниз. Начал так делать, когда у меня на Saab 900 отказало сцепление и мне нужно было как-то добраться домой. Оказалось, что это проще, чем я ожидал.
  1. @CrashGordon Я «переключаю передачи на ходу», как вы выразились, почти всегда, на всех автомобилях, с которыми я хорошо знаком, практически постоянно! (Часто я просто слегка выжимаю сцепление, чтобы облегчить процесс.) Я написал ответ, в котором рассказал, как этому научиться!!
  1. @Criggie IMO в пункте (3) можно добавить, что, как только вы на мгновение оказываетесь на нейтральной передаче, вам нужно ускориться — или, я бы сказал, «начать пробовать разные нажатия на педаль акселератора» — до тех пор, пока эти два фактора не совпадут и вы не войдёте в поворот. (Я понимаю, что вы начинаете с «переключения на более высокую передачу...», но, как вы знаете, можно двигаться в любом направлении. Как я уже упоминал в своём ответе, хорошей практикой будет «просто» включать и выключать нейтральную передачу на более или менее постоянной скорости...
  1. @AndrewMorton отличная идея — я никогда так не делал. Если подумать, я мог бы использовать воздушную заслонку как ручной дроссель, хотя, скорее всего, обороты были бы недостаточно высокими для нормальной скорости в 50 км/ч. Мой автомобиль работает на сжиженном нефтяном газе, и топливо поступает в карбюратор чуть выше воздушной заслонки с постоянной скоростью. Думаю, я мог бы разогнаться до 30–35 км/ч на четвёртой передаче. Опять же, это было бы крайней мерой.
  1. Существует навык, который называется «переключение на скорости». Гонщики используют его, чтобы переключать передачи без использования сцепления. Конечно, гоночные автомобили не рассчитаны на пробег в сотни тысяч километров, поэтому износ трансмиссии не так важен. В обычном автомобиле можно медленно переключать передачи на скорости, не причиняя чрезмерного вреда трансмиссии, но для этого нужна значительная практика.
  1. Кроме того, я отказываюсь от своих слов, сказанных в первом комментарии. Я понимаю, что в вашем ответе вы говорите «в нейтральном положении». По какой-то причине я воспринял ваш ответ так, будто вы сказали, что коробка передач включена, и мой мозг не справился с этим.
  1. Я думаю, что этот вопрос следует закрыть как дубликат, но оставить решение за сообществом, а не применять «молот модератора».
  1. Спасибо за предложение. Если машина не движется и сцепление выжато, значит, коробка передач находится в нейтральном положении. В исходном вопросе нет указания на то, движется машина или нет? Вопрос немного двусмысленный, и, возможно, его стоит отредактировать.
  1. В дополнение к своему ответу я объяснил, как на самом деле тренироваться в этом, в своём ответе ниже!
  1. Точно так же, как можно повернуть налево на повороте с односторонним движением.
  1. переключение передач без использования сцепления — важная навык, если вы часто ездите на сломанных машинах
  1. возможно, вам будет интересно узнать о двойном увольнении
  1. Возможно, это дубликат mechanics.stackexchange.com/questions/50922/… и/или mechanics.stackexchange.com/questions/41414/…
Вы уже ответили на этот вопрос