Вопрос

Насколько необходимо проверять момент затяжки колёс каждые 80 километров?

Я нахожусь в Великобритании и только что заказал установку новой шины (покрышки). В чеке написано: «Напоминаем, что в течение 50 миль после установки колёс необходимо проверить момент затяжки».


Я никогда раньше об этом не слышал. Когда несколько лет назад выездной шиномонтажник менял мне шины, он не просил меня проехать несколько километров, а потом вернуться, чтобы проверить момент затяжки.


Неужели проверка крутящего момента — это то, о чём вам просто пишут мелким шрифтом, чтобы прикрыть свои задницы, зная, что большинство людей не станут это читать и проводить проверку, потому что она редко выявляет какие-либо проблемы?


Или есть значительный риск, если я не справлюсь с этой задачей?


Обновить:


Я просто заехал в гараж, чтобы поменять шину. Я показал им чек, в котором было указано, что после пробега до 50 миль нужно проверить момент затяжки, и они сказали, что никогда раньше такого не видели и никогда этого не делали. Они занимаются этим уже несколько десятилетий. Чтобы было понятнее, я заказал шины онлайн в другой компании с доставкой в гараж, и в чеке онлайн-компании было указано, что нужно проверить момент затяжки, а не в чеке гаража.


По крайней мере, они подтвердили, что действительно используют динамометрический ключ и сверяются с базой данных, чтобы узнать правильный момент затяжки.


Обновление 2:


Я только что позвонил в главный дилерский центр (не в независимый автосервис), и мне сказали, что в прошлом у них были проблемы, когда другие автосервисы повреждали болты из-за чрезмерного затягивания. Они сказали, что проверка затяжки всех колёс займёт у них около 15 минут, если я попрошу, и что за это с меня не возьмут денег. Они также сказали, что обычно не рекомендуют проверять затяжку, если сами устанавливают шину, так как больше уверены в своей способности сделать это правильно.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/98580/how-necessary-is-it-to-get-a-wheel-torque-check-within-50-miles

20 Комментариев

  1. Мой дедушка (покойся с миром) не использовал для этого динамометрический ключ, но он всегда проверял колесные гайки вскоре после этого. Потому что иногда гайка проворачивается и устанавливается неправильно. Или иногда вас отвлекают, и вы не успеваете затянуть гайку.


    Конечно, с ним такое действительно случалось: когда он спускался с гор в город, он слышал, как в колпаке ступицы гремят колёсные гайки. Но в те времена это не было такой уж необычной идеей. Может быть, сейчас колёса и гаражи стали лучше.



  1. Или есть значительный риск, если я не справлюсь с этой задачей?



    Существует значительный риск.


    После аварии я отдал машину в ремонт в дилерский центр. Один из дисков был слегка повреждён. Они установили новый диск и не напомнили, что нужно проверить момент затяжки. Я по глупости не проверил момент затяжки. Это было незадолго до одной из двух ежегодных замен летних шин на зимние. Когда я менял летние шины на зимние, я заметил, что четыре из пяти болтов в колесе были слегка ослаблены, а диск был повреждён из-за ослабленных болтов.


    К счастью, в дилерском центре мне бесплатно предоставили новый обод, поскольку в их обязанности входит напоминать о необходимости проверки момента затяжки, а они этого не сделали.


    Если бы это произошло намного раньше, а не незадолго до одной из двух ежегодных замен шин, колесо могло бы отвалиться во время движения, что привело бы к серьёзным повреждениям автомобиля и возможной аварии.


    Итак, урок усвоен: если колесо было снято вами или кем-то другим (например, во время ремонта тормозной системы в гараже), не забывайте всегда проверять момент затяжки.


    Как правило, это происходит, когда между ступицей колеса и ободом попадает песчинка. Во время движения песчинка раскалывается на множество мелких кусочков и выпадает, что приводит к ослаблению крутящего момента. В 99 % случаев песчинки там нет, но никогда не знаешь наверняка.


  1. Конечно, «перестановка колёс» встречается реже. (Не зря раньше в багажнике была запасная шина).
  1. +1 за то, что вы приобрели собственный динамометрический ключ. Мой был куплен в Lidl в Великобритании, и я также приобрёл набор торцевых головок (17 мм, 19 мм и 21 мм — должны подойти для большинства распространённых размеров) за небольшие деньги. Считаю ли я его лучшим динамометрическим ключом на свете? Нет, но он достаточно хорош для колёсных болтов (у меня также есть динамометрический ключ Sealy, который стоил очень дорого! Но он предназначен для более тонкой работы). Если говорить о хобби, то я бы с удовольствием использовал продукцию Lidl из линейки Parkside, хотя, конечно, вы можете поискать что-то другое :)
  1. @AndrewMorton Верно подмечено, я видел, что об этом упоминается в руководствах для владельцев.
  1. @MTA По моему скромному опыту, это также необходимо сделать при покупке автомобиля.
  1. @Pᴀᴜʟsᴛᴇʀ2 К счастью, это не только американская проблема. Здесь, в ЕС, можно легко найти приличный динамометрический ключ с щелчками за 20–25 евро. Так что, исходя из этих двух точек данных, я почти уверен, что такие ключи должны быть доступны и в Великобритании.
  1. @AndrewParks Я делаю то же самое, что и Полстер, когда устанавливаю и балансирую новые шины. Приехав домой, я ослабляю все гайки крепления и затягиваю их с усилием, которое, как я знаю, соответствует норме, даже если я видел, как мастер использовал динамометрический ключ.
  1. Спасибо за помощь. Теперь я боюсь спрашивать в гараже, какой инструмент они собираются использовать для наконечников...
  1. Кроме того, если у меня есть собственный ключ без динамометрического механизма, могу ли я с его помощью слегка надавить на выступы, чтобы проверить, ничего ли не ослабло? Или это не лучший способ проверки?
  1. Грязный Гарри сказал бы:



    Ты должен задать себе один вопрос: "Чувствую ли я себя счастливым?" Ну, а
    ты, [Эндрю], чувствуешь?



    По моему опыту, на некоторых автомобилях можно один раз затянуть гайки или болты с помощью динамометрического ключа до нужного значения, и они больше никогда не ослабнут. Проверьте их через год, и вы увидите, что с ними всё в порядке.


    Но на других автомобилях они быстро ослабевают и должны быть затянуты заново, иначе они ослабнут настолько, что в конце концов начнут издавать дребезжащие звуки, а затем колесо может отвалиться.


    У меня сейчас есть одна машина, в которой передние болты крепления колёс приходится подтягивать 2–3 раза в течение нескольких недель, прежде чем они встанут на место и перестанут ослабевать. Я использую динамометрический ключ, так что это не «ошибка оператора».


    В данном конкретном случае, я думаю, это произошло из-за того, что бывший владелец или его механик слишком сильно затянули бывшие в употреблении легкосплавные диски, которые я купил для зимних шин, что навсегда изменило эластичность места крепления. Мои такие же диски для летних шин никогда не ослабевают.


    Болты с буртиком или болты с проушиной могут разболтаться, если их затянуть с усилием, выходящим за пределы диапазона упругой деформации и переходящим в диапазон пластической деформации, при котором они растягиваются. В результате при затяжке с правильным усилием крепёжный элемент больше не деформируется упруго. (Именно эта повторяющаяся упругая деформация предотвращает ослабление крепёжных элементов.)


    У механиков и станций техобслуживания нет возможности узнать, ездите ли вы на одном из тех автомобилей, у которых болты крепления колес ослабевают сами по себе, поэтому они действуют по принципу «не навреди». Если вы не занимаетесь техобслуживанием самостоятельно, вам стоит придерживаться того же подхода, потому что вы не знаете, не перетянул ли болты крепления колес предыдущий механик, установивший новые шины, и не повредил ли он их навсегда.


    Я слышал, как сотрудники шиномонтажных мастерских предлагали клиентам вернуться через пару дней и бесплатно проверить их диски.


  1. @AndrewParks Если у вас есть собственный динамометрический ключ, вам понадобится ключ с приводом 1/2 дюйма, диапазон которого соответствует крутящему моменту для колес вашего автомобиля. Вам также понадобится подходящая головка для крепежных элементов — можно приобрести головки с пластиковой втулкой, которая снижает вероятность повреждения покрытия колес рядом с крепежными элементами. Для освобождения кузова автомобиля может пригодиться короткий удлинитель 1/2 дюйма. И не потеряйте предохранительную розетку, которая шла в комплекте с автомобилем, так как её замена обойдётся очень дорого.
  1. Например, в шиномонтаже Costco клиентов просят вернуться для проверки момента затяжки. После того как у меня на скорости отвалилось колесо и сломались болты при попытке заменить спущенную шину, я стал более внимательно относиться к этому вопросу.
  1. @GlennWillen Я живу в США, и в последний раз, когда я покупал новые шины, меня попросили бесплатно вернуться через 50 миль для проверки момента затяжки. Это была компания, специализирующаяся на шинах. Возможно, дело в этом.
  1. В Германии, я бы сказал, это обычное дело: через 50 км после замены шин проверьте момент затяжки. Однажды я неправильно установил шины (как мне кажется) и был рад, что проверил это до того, как они отвалились.
  1. Я живу в США и тоже никогда об этом не слышал. Мне интересно, есть ли разница в практике между странами или что-то в этом роде?
  1. Я не упомянул о том, что здесь, в Штатах, можно купить хороший динамометрический ключ (накидного типа) примерно за 20 долларов. 20 долларов!!! Я, наверное, шучу, да? Нет, не шучу. Это не идеальный динамометрический ключ, но хороший динамометрический ключ. С ним и с подходящей головкой можно без проблем справиться с задачей. Кроме того, я ослабляю и снова затягиваю все гайки, когда забираю свои машины из шиномонтажа. Я им совсем не доверяю. Я слишком часто сталкивался с тем, что «специалист» (если их можно так назвать) на самом деле не знает, как затягивать крепёжные элементы. Это полный отстой.
  1. @AndrewParks Что касается проверки безопасности без динамометрического ключа, чтобы убедиться, что крепёжный элемент не ослаблен физически, то всё, что вы узнаете, — это то, что колесо, скорее всего, не отвалится в ближайшие пару километров. Серьёзно, если вы не зарабатываете на жизнь тем, что крутите гайки, вы действительно не знаете, какой крутящий момент прикладываете. Слишком мало — плохо. Слишком много — плохо. Здесь есть определённая свобода действий, но если вы не наблюдаете за тем, как механик делает это с помощью динамометрического ключа, то вам тоже понадобится динамометрический ключ, если вы хотите быть в безопасности.
  1. @AndrewParks Я думаю, что повреждения гаек и легкосплавных дисков происходят не из-за некалиброванных динамометрических ключей, а из-за отсутствия динамометрического ключа и использования пневматического гайковёрта без динамометрического ключа или другого средства контроля крутящего момента, настроенного на максимальный крутящий момент, неподготовленными или равнодушными механиками. Я видел это столько раз, что это уже начинает беспокоить.
  1. Спасибо! Думаю, вы хотите сказать, что основная причина ослабления креплений — некомпетентность тех, кто ранее устанавливал шины? А основная причина чрезмерной затяжки — то, что они неправильно определили характеристики для моих конкретных дисков, или это связано с тем, что динамометрический ключ не откалиброван, или в основном с тем, что люди вообще не используют динамометрический ключ, потому что сами меняют шины с помощью обычного ключа?
Вы уже ответили на этот вопрос