Почему при езде на новом скутере следует избегать резкого торможения, старта с полным газом и быстрого ускорения?
Я прочитал в инструкции по эксплуатации одного скутера:
В течение первых 500 км (300 миль) пробега
следуйте этим рекомендациям, чтобы обеспечить
надёжность и производительность вашего автомобиля в будущем.
- Избегайте старта с полным открытием дроссельной заслонки и резкого ускорения.
- Избегайте резкого торможения.
Почему при эксплуатации нового скутера следует избегать резкого торможения, старта с полным газом и быстрого ускорения? Почему это поможет сохранить надёжность и производительность транспортного средства в будущем?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/98425/why-does-one-have-to-avoid-hard-braking-full-throttle-starts-and-rapid-accelera
Дело в том, что новые компоненты ведут себя иначе, чем изношенные, и их использование определённым образом приводит к снижению производительности в долгосрочной перспективе.
Объяснить принцип работы тормозов немного проще. Для наглядности я буду говорить о дисковых тормозах, но тот же принцип в той или иной степени применим и к другим типам фрикционных тормозов (в отличие, например, от вихретоковых тормозов).
Хороший тормозной диск должен быть идеально ровным или, по крайней мере, максимально приближенным к идеалу. Достижение этого результата в процессе производства косвенно приводит к тому, что поверхность нового диска становится чрезвычайно гладкой. Однако при каждом торможении колодки немного стирают диск в местах соприкосновения с ним, и на диске постепенно появляются бороздки, соответствующие поверхности колодок. Как правило, это хорошо, поскольку увеличивает площадь контакта между колодками и ротором, что повышает эффективность торможения. Кроме того, по мере износа колодок часть материала попадает на поверхность ротора, что увеличивает трение с колодками (а также заполняет все углубления на поверхности ротора) и, в свою очередь, повышает эффективность торможения.
Но чтобы это было полезно, процесс должен происходить равномерно по всей поверхности ротора. Если в одном месте его будет слишком много, то в итоге некоторые участки будут изношены сильнее других, что, в свою очередь, ухудшит работу тормозов и увеличит износ колодок. В худшем случае в одном месте может скопиться много материала от колодок, а тепла будет достаточно, чтобы «застеклить» поверхность, в результате чего она станет твёрдой, как стекло, и будет обеспечивать совершенно ужасную эффективность торможения.
При резкой остановке происходит сильный износ в одном месте ротора, там, где находятся колодки в момент остановки (и немного раньше), что, в свою очередь, приводит к нежелательному неравномерному износу.
Этот эффект в целом тем заметнее, чем меньше общая площадь контакта тормозных колодок и тормозных дисков. В результате это имеет большое значение для таких транспортных средств, как велосипед с дисковыми тормозами, и по-прежнему довольно существенно для скутеров и мотоциклов с дисковыми тормозами, но не так важно для легковых и грузовых автомобилей (в них обычно используются либо барабанные тормоза с гораздо большей площадью контакта, либо, по крайней мере, гораздо более крупные дисковые тормоза). На самом деле этот эффект настолько заметен на велосипедах, что многие велосипедисты, следящие за техническими характеристиками своего транспорта (в том числе и я, поэтому я всё это знаю), стараются ускорить процесс приработки новых тормозных колодок или роторов, «обкачивая» тормоза. Теоретически то же самое можно сделать и с другими транспортными средствами, но большинство людей так не делают, потому что эффект обычно не такой выраженный, как на большинстве велосипедов.
Концептуально схожие проблемы есть и во многих других компонентах, хотя я определённо не обладаю достаточной квалификацией, чтобы объяснить, как это работает в двигателе или трансмиссии.