Что произойдёт, если вы заправите свой автомобиль не тем видом топлива?
Я (как и большинство людей) просто заправляю свою машину обычным неэтилированным бензином. Но однажды я случайно залил бензин премиум-класса, смешав его с уже имевшимся неэтилированным бензином, и я был уверен, что моя машина взорвётся или что-то в этом роде, но всё обошлось.
Итак, я только что задумался о том, какой вред может причинить использование в автомобиле неподходящего типа бензина (само по себе) или их смешивание (три типа: неэтилированный, премиум и премиум+ или как там он называется).
И наконец, что насчёт дизельного топлива? Предположительно, его использование в обычном автомобиле или смешивание с обычным бензином — это смертный приговор, но я не совсем понимаю, что именно произойдёт.
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/9449/what-happens-if-you-put-the-wrong-kind-of-gas-in-your-car
Топливо с более высоким октановым числом сгорает не так легко, как топливо с более низким октановым числом. Топливо с более высоким октановым числом рекомендуется использовать в двигателях с более высокой степенью сжатия или при принудительном наддуве (например, турбонаддуве). Если вы будете использовать топливо с более высоким октановым числом там, где указано топливо с более низким октановым числом, это не создаст проблем для вашего двигателя. Это не добавит мощности вашему двигателю (вопреки распространенному мнению), но и не навредит ему. В худшем случае вы просто потратите деньги на более дорогое топливо.
Если вы зальёте топливо с более низким октановым числом в двигатель, рассчитанный на высокооктановое топливо, это не вызовет серьёзных проблем в двигателе с электронным впрыском топлива, поскольку в нём есть устройство, известное как «датчик детонации», которое корректирует время зажигания. Когда в свече зажигания возникает искра, это происходит до того, как поршень достигает верхней мёртвой точки (ВМТ — самое верхнее положение поршня в цилиндре). Это позволяет топливно-воздушной смеси достичь максимальной силы взрыва к тому моменту, когда поршень будет готов опуститься в цилиндр. Это может показаться странным, ведь взрыв происходит так быстро, но если подумать о том, как быстро движется поршень (при 3000 об/мин зажигание срабатывает 25 раз в секунду). Пропуски зажигания возникают, когда топливно-воздушная смесь воспламеняется раньше положенного времени. Это может быть вызвано перегревом в камере сгорания (например, из-за нагара), слишком ранним возникновением искры или слишком высокой степенью сжатия для данного топлива. Поскольку чем выше октановое число, тем труднее воспламеняется топливо, оно становится более стабильным и с меньшей вероятностью воспламенится раньше времени. Если в двигатель поступает топливо с более низким октановым числом, то топливно-воздушная смесь, скорее всего, попытается сгореть раньше, чем это предусмотрено, что приведет к преждевременному воспламенению, также известному как «стук» или «детонация». Это будет зафиксировано датчиком детонации, и компьютер отключит синхронизацию в цилиндре (или цилиндрах, если проблема возникает в нескольких цилиндрах). Когда я говорю "вытянуть время", я имею в виду, что spark будет сделан не таким продвинутым. Например, при опережении на 36 градусов - искра возникает за 36 градусов до ВМТ - компьютер может зафиксировать только 34 или 32 градуса по ВМТ. Основной эффект, к которому это приводит, заключается в снижении выходной мощности двигателя - двигатель не будет таким эффективным.
Смешивая топливо с разным октановым числом, вы либо повышаете, либо понижаете октановое число имеющегося у вас топлива. Это не вызовет никаких серьёзных проблем с двигателем или топливной системой (при условии, что вы используете топливо с одинаковым содержанием этанола. Смешивание топлива E85 со стандартным топливом для повышения октанового числа и подача его в топливную систему, которая не рассчитана на это — прочитайте это — может привести к проблемам с уплотнениями и коррозии деталей, которые не рассчитаны на более высокую концентрацию этанола. Топливо E10 не представляет опасности для современных и старых автомобилей).
Что касается дизельного топлива, то маловероятно, что двигатель серьёзно пострадает из-за «гидравлического удара» (термин, используемый при попадании большого количества жидкости в цилиндр), как предполагает Юанн, только потому, что двигатель не заведётся, если в него попадёт чистое дизельное топливо. В цилиндре будет небольшое количество дизельного топлива, но его будет недостаточно, чтобы нанести ущерб. В зависимости от соотношения дизельного топлива и газа может произойти возгорание. Газа должно быть намного больше, чем дизельного топлива, но я не знаю, какое максимальное соотношение дизельного топлива и бензина должно быть, чтобы машина работала. Имейте в виду, что машина будет работать не так хорошо, как на чистом бензине, но теоретически это возможно. Из выхлопной трубы будет идти много дыма (синего или чёрного), и со временем это приведёт к засорению каталитического нейтрализатора. Так что это не смертный приговор, но точно не пойдёт на пользу вашей машине.