Вопрос

Может ли двухчасовое использование фар нанести непоправимый вред аккумулятору?

Сегодня я случайно оставил фары своего Hyundai i30 включёнными на два часа.



Когда я попытался завести машину, аккумулятор сначала был очень слабым, и я не мог разогнаться.



Затем я выключил машину и снова завёл её. Я проехал пару кварталов, и, похоже, мощность была в норме.



Чего мне ожидать, когда я завтра включу машину? Есть ли вероятность того, что я необратимо повредил аккумулятор?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/11542/would-leaving-the-headlights-on-for-two-hours-permanently-damage-the-battery

11 Комментариев

  1. Вы нанесли НЕБОЛЬШОЙ ущерб, но, скорее всего, не слишком серьёзный. Вы несколько сократили срок службы аккумулятора, способствуя его сульфатации.



    В свинцово-кислотных аккумуляторах неизбежна некоторая степень необратимой сульфатации. Часть сульфатации обратима, часть — нет. Чем сильнее разряжен (свинцово-кислотный) аккумулятор, тем больше степень необратимой сульфатации.



    Отчасти проблема заключается в том, что сульфаты свинца хрупкие и отделяются от пластин, образуя токопроводящий осадок на дне аккумулятора. Если осадка накопится достаточно много (глубоко), он замкнёт одну ячейку, и ваш аккумулятор номиналом 12 В необратимо превратится в аккумулятор номиналом 10 В.



    Устройства для зарядки, которые, как утверждается, устраняют сульфатацию, обладают некоторыми ограниченными возможностями в этом плане, но не в значительной степени. Я считаю, что это пустая трата денег: они могут увеличить ожидаемый срок службы аккумулятора с семи до восьми лет. Или до семи с половиной лет. Скорее всего, при частом использовании они будут перезаряжать аккумулятор, что приведёт к выкипанию части жидкости, которую вы уже не сможете восполнить, потому что в аккумуляторе больше нет заправочных отверстий. В прежние времена мы могли добавлять дистиллированную воду или аккумуляторную кислоту, в зависимости от того, чего не хватало в данный момент (в зависимости от уровня заряда), и доводить удельный вес аккумулятора до идеального значения при полном заряде. У нас даже была возможность промывать аккумулятор от осадка, если мы были готовы рискнуть. Да, я это делал. Теперь в вашем меню меньше пунктов — вы променяли свободу на безопасность.



    Завтра, при условии, что сегодня вы проехали на машине приличное расстояние, чтобы зарядить аккумулятор, ваша машина должна завестись нормально... если только она не доживет до конца своих шести недель. Сомнительно. Когда-нибудь вам придется ее заменить — этот день наступит раньше, чем мог бы, из-за разрядки аккумулятора, но вы, скорее всего, этого не заметите. К тому времени вы, вероятно, даже не вспомните об этом событии.


  1. Как правило, аккумуляторы, повреждённые из-за чрезмерного разряда, защищены схемой контроля разряда, которая предотвращает разрядку ниже определённого уровня. Однако эти схемы сами потребляют небольшое количество энергии, а это значит, что даже при наличии такой схемы аккумулятор может быть повреждён, если его не заряжать в течение длительного времени (недель, а не одного дня).



    С вашим аккумулятором всё должно быть в порядке, однако при движении по кварталу генератор может не успевать заряжать аккумулятор. В идеале аккумулятор нужно заряжать с помощью зарядного устройства, но можно также поставить машину на нейтральную передачу с включённым двигателем и ручным тормозом и дать двигателю немного поработать на 3000 оборотах в минуту или около того.


  1. Спасибо за правку. Можно ли как-то узнать, есть ли у меня просадка напряжения?
  1. Спасибо за совет. Я погуглил «минимальный разряд» и «аккумулятор» и нашёл всего два результата. Не могли бы вы немного рассказать о том, что такое «минимальный разряд»?
  1. Если оставить фары включенными на пару часов, это не нанесет существенного вреда автомобильному аккумулятору. Если оставить аккумулятор заряжаться на ночь, он, как правило, полностью зарядится. «Умные» генераторы, которые используются в современных автомобилях, также заряжают аккумулятор. При разрядке пластины аккумулятора сульфатируются. Зарядка аккумулятора устраняет эту сульфатацию. Если решётки и пластины аккумулятора не повреждены физически, то многократная зарядка и разрядка аккумулятора при очень низкой силе тока поможет восстановить его. Теоретически вам понадобится только один аккумулятор на весь срок службы вашего автомобиля. Время и усилия, необходимые для восстановления сильно сульфатированного аккумулятора, несопоставимы с простой заменой.


  1. Это зависит от того, насколько сильно разрядился аккумулятор. Если аккумулятор достаточно ёмкий, то два часа зарядки ему не повредят.



    Пусковые аккумуляторы (используемые для запуска автомобилей) устроены иначе, чем аккумуляторы глубокого разряда (или «морские» аккумуляторы). (В традиционных кислотных аккумуляторах с жидким электролитом) пусковые аккумуляторы рассчитаны на подачу большого тока для запуска двигателя, поэтому свинцовые пластины больше похожи на сетку, чтобы увеличить площадь контакта с кислотой. Это также означает, что чем больше вы разряжаете аккумулятор, тем сильнее разрушаются пластины. Пусковые аккумуляторы лучше всего работают, если их не разряжать слишком сильно. (Аккумуляторы глубокого разряда не могут быстро выдавать большие объёмы энергии, но их можно разряжать почти до нуля — их пластины прочные и не разрушаются так сильно при глубоком разряде.)



    Обычно генератор автомобиля вырабатывает достаточно электроэнергии для зарядки аккумулятора (при условии, что обороты двигателя достаточно высоки — холостого хода недостаточно) и для зажигания свечей. Если на следующий день автомобиль не заводится (при условии, что вы какое-то время ездили с умеренной скоростью), возможно, аккумулятор поврежден.



    Если вас что-то беспокоит, лучше обратиться к механику, который сможет провести нагрузочное тестирование аккумулятора с помощью соответствующего оборудования.



    Существуют импульсные зарядные устройства, которые, как утверждается, восстанавливают сульфатацию, но обычно они стоят намного дороже обычных зарядных устройств.


  1. Если у вас низкий уровень заряда, значит, аккумулятор поврежден. Некоторые химические процессы невозможно восстановить после такого разряда. Если вы какое-то время будете ездить на машине, аккумулятор нагреется и зарядится немного больше, чем в холодном состоянии. Этого может быть достаточно, чтобы снова завести машину. Вы ничего не потеряете, если попытаетесь зарядить аккумулятор. Возможно, вам повезет. В противном случае, если завтра ваша машина не заведется, вам понадобится новый аккумулятор.



    Обновить:



    Граница глубокого разряда составляет около 20 % от максимального заряда. Если вы достигнете этого уровня (менее 20 %), в кислоте растворится большое количество свинца, и уровень pH снизится. Это приведет к сульфатации активной массы и снижению емкости. Ваши пластины подвергнутся коррозии. Сульфат свинца кристаллизуется и больше не может превращаться в кислоту.


  1. @Paul: то, о чём вы говорите, не является ошибкой. Вы можете полностью разрядить аккумулятор, а затем зарядить его почти до 100 %, прежде чем пластины начнут корродировать. Но разряд должен быть довольно быстрым, а затем нужно как можно скорее зарядить аккумулятор (это возможно только при намеренном разряде). Есть несколько химических аспектов, которые вам нужно понимать: корродированные пластины могут снова поглощать свинец, и свинец не возвращается в то место, где он был растворён. Таким образом, ваши тарелки теряют форму и оптимальный внешний вид (поэтому почти 100 %).
  1. @Watsche Пожалуйста, процитируйте надёжный источник. Я продаю свинцово-кислотные аккумуляторы для крупного завода по производству свинцово-кислотных аккумуляторов уже 9 лет. Если свинцово-кислотный аккумулятор полностью разрядить, а затем зарядить до 100 % в течение 24 часов, то его ёмкость и срок службы не уменьшатся. Более того, некоторые производители, например Enersys для аккумуляторов Odyssey, специально рекомендуют полностью разряжать аккумулятор при стабильной умеренной нагрузке, а затем сразу же заряжать его, чтобы восстановить часть пластин. Имейте в виду, что это не более чем ежегодное или двухгодичное техническое обслуживание.
  1. С помощью специального устройства вы могли бы измерить уровень заряда. Но такое устройство, скорее всего, будет стоить столько же, сколько новый аккумулятор. Так что лучше обратитесь в автосервис, и пусть они измерят уровень заряда вашего аккумулятора. Также вы могли бы измерить уровень pH аккумуляторной кислоты. Я никогда раньше этого не делал и не являюсь экспертом в области химии, но я бы сказал: если уровень pH вашего аккумулятора находится в диапазоне (7,6–9), значит, он неисправен.
  1. Я думаю, @Watsche дал хороший ответ. Я бы только добавил, что если вам удалось завести машину без «прикуривания» после того, как вы оставили фары включёнными, значит, аккумулятор не был повреждён. Однако вам нужно будет его зарядить. Долгая поездка должна помочь, или, если у вас есть зарядное устройство, поставьте его на режим поддерживающей зарядки (обычно это самый низкий режим) на ночь, и всё будет в порядке. Кроме того, следует рассчитывать на то, что батарея прослужит около 5 лет. По крайней мере, такой срок службы указан в характеристиках, с которыми я ознакомился.
Вы уже ответили на этот вопрос