Вопрос

Сцепление при переключении передач — почему это работает? Плохо ли это?

Я вожу машину с механической коробкой передач уже 15 лет, и за последний год я научился переключать передачи без сцепления.



Обычно коробка передач не позволяет переключать передачи без использования сцепления. Однако, если я наберу нужную скорость, рычаг позволит мне переключиться на новую передачу без какого-либо сопротивления. Почему это работает и есть ли у этого какие-то недостатки?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/15588/clutch-less-shifting-why-does-it-work-is-it-bad

12 Комментариев

  1. Последний ответ был почти идеальным. Возможно, я старомоден. Меня учили выжимать сцепление дважды. Я морщусь, когда переключают передачи. Через некоторое время вам не понадобится сцепление — если только у вас не разовьётся дурная привычка переключать передачи без выжимания сцепления. Здесь я немного не согласен с предыдущим ответом. Начинающим водителям приходится переключать передачи без выжимания сцепления (если только вы не хотите, чтобы они останавливались и трогались с места, не обращая внимания на движение), чтобы включить передачу, ЛЮБУЮ ПЕРЕДАЧУ! Только так грузовик будет продолжать движение по дороге. Некоторые, а может, и большинство водителей, которые продолжают переключать передачи в пол, не то чтобы не заботятся о сроке службы трансмиссии, а просто больше беспокоятся о том, чтобы не пропустить передачу, потому что тогда они потеряются и им придётся переключиться на пониженную и включить пятую... или что ещё хуже. Они так и не научились и, вероятно, никогда не научатся. Как только вы начнёте прислушиваться к турборезонансу, а не к работе трансмиссии, вы будете ЗНАТЬ, когда нужно переключиться. По крайней мере, на 10-ступенчатой коробке передач. это я знаю точно. Я испортил свой выжимной подшипник в первые два месяца вождения в 2007 году. С тех пор я его ни разу не менял. За 400 000 миль пробега у меня ни разу не было проблем с коробкой передач. Только нарушения правил дорожного движения.


  1. На этой странице много дезинформации.



    Во-первых, наличие в коробке передач цилиндрических или косозубых шестерён не имеет никакого отношения к переключению между передаточными числами. В коробке передач с постоянным зацеплением шестерён (по сути, в любой автомобильной механической коробке передач) шестерни всегда включены и вращаются. Разница между гоночной коробкой передач (или мотоциклетной коробкой передач) и обычной дорожной механической коробкой передач заключается в способе переключения передач. В гоночной коробке передач вместо синхронизаторов используются собачки (отсюда и название «собачья коробка», или «крэшбокс»). Если вам это непонятно, посмотрите схему.



    По сути, доджбокс позволяет переключать передачи без сцепления, но в синхронизированной коробке передач нужно перевести её в нейтральное положение, затем выровнять обороты и только потом включить следующую передачу. В синхронизированной коробке передач нет необходимости переключать передачи без сцепления (если только, например, у вас не сломалось сцепление и вам нужно дотянуть машину до дома/до мастерской). Это приведёт к повышенному износу синхронизатора


  1. Ваш комментарий «В синхронизированной коробке передач нет необходимости переключать передачи без сцепления» — любопытное утверждение. Не могли бы вы написать это без двойного отрицания, чтобы было понятно, а не запутанно?
  1. В дополнение к этому хочу сказать, что переключение без сцепления очень распространено в большегрузных автомобилях, у которых нет синхронизированных коробок передач (насколько я понимаю, они не используют сцепление нигде, кроме как при трогании с места на первой передаче.
  1. А. Вот что я испытываю. Мне всё ещё нужно повышать обороты, чтобы соответствовать частоте вращения коленчатого вала, но при этом я должен использовать сцепление, чтобы минимизировать износ.
  1. Я не вижу двойного отрицания, которое, похоже, имеет в виду Полстер 2.
    «В синхронизированной коробке передач нет необходимости переключать передачи без сцепления».



    Это верное утверждение. Не думаю, что можно выразиться яснее. Некоторые водители, особенно те, кто управляет большими и тяжёлыми грузовиками, считают, что экономят время и быстрее переключают передачи, если не фиксируют их. Большинство из них управляют чужими грузовиками, поэтому они не заинтересованы в бережном отношении к ним. Ужасное отношение, но в наши дни так принято. Я придерживаюсь старых взглядов, и меня учили заботиться о том, что мне не принадлежит, просто потому, что это не моё. Кажется, они забывают, что большой грузовик, в котором они ломают коробку передач, — это инструмент для выполнения двух задач: во-первых, для перевозки грузов, а во-вторых, для заработка. Если грузовик выходит из строя из-за поломки трансмиссии, грузы не перевозятся, а водитель с вредной привычкой не получает зарплату. Некоторые водители считают, что сцепление — это для слабаков. Это двадцать лет и почти два миллиона миль перевозки свежих продуктов по всей стране и ещё двадцать лет работы над космическим оборудованием, рассчитанным на человека (в частности, испытания почти всех частей главных двигателей космического челнока). Я так рад, что так и не научился переключать передачи.



    Если переключение передач хорошо скоординировано, то есть выполняется в нужный момент, то использование сцепления обеспечит плавное переключение передач, которое может превзойти работу любой автоматической коробки передач. Нужно прислушиваться к тому, что отвечает грузовик. Хитрость заключается в том, чтобы понять, чего хочет трансмиссия, и дать ей это. Слишком многие водители борются с грузовиком и пытаются заставить его подчиниться. Это всё равно что бить осла за то, что вы перегрузили тележку. Трансмиссия подскажет вам, когда нужно переключиться, и укажет на ошибку. Это своего рода ритм, и независимо от того, используется сцепление или нет, переключение передач невозможно, пока все вращающиеся части не будут готовы к этому. Сцепление предназначено для обеспечения синхронизации вращающихся частей и значительного снижения износа. Оператор все равно должен научиться правильно выбирать момент для переключения передач, повышения или понижения. Как только это будет достигнуто, вы сможете гордиться хорошо выполненной работой, не повредив при этом коробку передач, сцепление или любую другую деталь трансмиссии.



    Выжми сцепление, Люк.


  1. Хотя вы в чём-то правы, в большинстве серийных автомобилей косозубые шестерни используются только для передних передач, в основном потому, что прямозубые шестерни издают много шума и клиенты могут жаловаться. Но в любой высокопроизводительной трансмиссии, используемой для гонок или просто потому, что вы этого хотите, могут использоваться только прямозубые шестерни. И переключение без сцепления на прямозубых шестернях — это нормально. Это называется переключением с ударом, по сути, вы переводите рычаг в следующее положение, не поднимая его. Так делают большинство кольцевых гоночных автомобилей. А поскольку вы используете его для повышения производительности, вам, конечно же, придётся чаще его перестраивать.


  1. Шестерни в коробках передач обычно бывают цилиндрическими (шумные, но более прочные) и/или косозубыми (бесшумные, но менее прочные). Если есть какие-то другие, я о них не слышал.



    При использовании цилиндрических шестерён и только во время движения вы можете относительно легко переключать передачи без использования сцепления, особенно если вы подбираете правильные обороты. Это приведёт к дополнительному износу коробки передач. Хорошая новость заключается в том, что при переключении передач без использования сцепления вы не изнашиваете сцепление и выжимной подшипник. Вам решать, что вы будете изнашивать.



    При использовании косозубых шестерён также можно переключать передачи без использования сцепления, но опять же только на ходу. Но, в отличие от прямозубых шестерён, вы будете ощущать некоторое сопротивление и слышать шум. Всё это указывает на дополнительный износ коробки передач (гораздо больший, чем при использовании прямозубых шестерён).



    На вашем месте я бы даже не думал об этом, так как это может привести к серьёзному повреждению трансмиссии. Конечно, вы можете так поступить, если вам угрожает опасность, но забудьте об этом, если вы водите машину каждый день.


  1. Вы можете сделать это, если обороты двигателя, скорость автомобиля и передача, на которую вы переключаетесь, подобраны правильно. Это возможно благодаря синхронизаторам в трансмиссии, которые позволяют двум шестерням синхронизироваться по скорости вращения при соприкосновении (в общем, здесь есть кое-что ещё, но, надеюсь, вы уловили суть). Синхронизаторы являются расходным материалом, поскольку они изнашиваются раньше, чем шестерни. Когда вы переключаете передачи без использования сцепления, вы подвергаете синхронизаторы чрезмерному износу. Из-за этого вам придётся ремонтировать коробку передач раньше, чем при использовании обычных методов переключения. При переключении без использования сцепления синхронизаторы пытаются войти в зацепление до тех пор, пока не будут достигнуты нужные обороты, даже если это происходит в течение короткого промежутка времени. Именно в этот момент происходит износ. Даже если речь идёт о коротком промежутке времени, практически невозможно добиться такого результата каждый раз. Если вам кажется, что это возможно, скорее всего, вы себя обманываете. Любое сопротивление во время переключения — это ненужный износ синхронизаторов.


  1. Я не уверен, что этот ответ полностью удовлетворяет ваш запрос. Во-первых, насколько я знаю, практически в каждой механической коробке передач есть косозубые шестерни для передних передач и прямозубые шестерни для заднего хода. Кроме того, насколько я понимаю, передние передачи постоянно включены и заблокированы с помощью собачки. Существуют синхронизаторы, которые позволяют включать собачку, даже если скорости не совпадают. Поэтому, если вы слышите шум, значит, собачки изношены, а если вы чувствуете сопротивление при переключении, значит, изношены синхронизаторы.
  1. У гоночных мотоциклов обычно прямые шестерни вместо спиральных, нет синхронизаторов и есть зубчатые передачи, которые могут выдержать небольшую нагрузку. Тем не менее вы можете переключать передачи быстро, слегка надавливая на рычаг переключения передач, а затем резко закрывая дроссельную заслонку/выключая зажигание, чтобы передача переключилась автоматически. Это хорошо работает только при переключении на более высокую передачу
  1. Хотя это верно для подавляющего большинства ситуаций, для различных гоночных сценариев выработался навык, который позволяет избежать износа синхронизаторов. Он заключается в том, чтобы синхронизировать обороты при переключении на нейтральную передачу. Это особенно полезно при переключении на пониженную передачу, так как происходит быстро — вам не нужно ждать, пока синхронизатор раскрутится. При правильном выполнении переключение на пониженную передачу может быть абсолютно плавным. Однако для этого требуется много практики.
Вы уже ответили на этот вопрос