Вопрос

Почему в мотоциклах шестерни устроены именно так?

На мотоциклах с механической коробкой передач переключение передач (с низшей на высшую) происходит следующим образом:




  • 1-я передача (все вниз)

  • Нейтральный (наполовину поднят)

  • 2-й (полный)

  • 3 - й

  • (и так далее)



Схема передач мотоцикла



В чём логика такого подхода? Разве не проще было бы использовать такой шаблон:




  • Нейтральный (все выключено)

  • 1 - й

  • 2 - й

  • (и так далее)



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/16072/why-are-gears-designed-in-this-pattern-in-motorcycles

4 Комментария

  1. У Chilljeet хороший ответ, но отчасти это связано с безопасностью. Когда вы снижаете скорость перед остановкой, вы переключаете передачи вниз до тех пор, пока не перестанете это делать. Если нижняя передача была нейтральной, вы становитесь лёгкой добычей, пока не переключитесь обратно, если кто-то догоняет вас сзади на высокой скорости. В такой ситуации вам нужно быть на передаче и иметь возможность мгновенно среагировать.


  1. Посмотрите на это с другой стороны: последовательность действительно линейная — 1-2-3-4 и так далее, а нейтральная передача находится между первой и второй.

    Это значит, что для переключения на нейтральную передачу с первой передачи (или на пониженную со второй) нужно плавно перевести рычаг в нейтральное положение, иначе он сразу переключится на вторую передачу.

    Это желательно, поскольку во время езды/управления автомобилем обычно не нужно переключаться в нейтральное положение. На самом деле случайное переключение в нейтральное положение во время движения может быть небезопасным.

    Одно из преимуществ последовательной трансмиссии заключается в том, что нужно думать только о переключении на более высокую или более низкую передачу. Лично я часто забываю, на какой передаче нахожусь, особенно при многократном переключении на пониженную передачу при замедлении. Если убрать нейтральную передачу и хитро спрятать её между другими передачами, эта проблема будет эффективно решена, так как вы не переведёте случайно рычаг в нейтральное положение.

    Даже если вы это сделали, вы можете переключиться на нужную передачу, двигая рычаг в том же направлении, что и раньше. Позвольте мне проиллюстрировать это на примере.

    Предположим, вы хотите переключиться со 2-й передачи на 1-ю, но не доводите рычаг до конца. Вы понимаете это и быстро нажимаете дальше в том же направлении, чтобы переключиться на 1-ю. Это одно движение.

    При предложенном вами принципе, который действительно использовался в старых мотоциклах, если бы вы случайно ошиблись в расчётах и переключились на нейтральную передачу (которая является самой низкой по порядку), вам пришлось бы качнуть рычаг переключения передач в противоположном направлении, чтобы переключиться на первую передачу. Для этого вам пришлось бы снова поставить ногу в правильное положение относительно рычага переключения передач. Два движения в противоположных направлениях. Это определённо медленнее.


  1. На мотоциклах с полуавтоматической коробкой передач (то есть без сцепления) чаще всего используется схема N-1-2-3-4... На некоторых автомобилях с полностью механической коробкой передач также используется такая схема переключения передач
  1. Из вашего вопроса следует, что это универсальная конструкция, хотя на самом деле это скорее предпочтение производителя. N-1-2-3-4 Существуют различные варианты компоновки передач, в том числе 1-N-2-3-4 , которая и стала основой вашего вопроса
Вы уже ответили на этот вопрос