Вопрос

Помогает ли переключение на пониженную передачу (тормозной эффект двигателя), когда тормоза моей машины могут заблокировать колёса?

Знайте факты:




  1. Если тормоза вашего автомобиля (например, из-за веса) не могут остановить
    автомобиль, рекомендуется включить понижающую передачу (торможение двигателем), чтобы помочь
    затормозить автомобилю.

  2. Лучший способ остановить машину — затормозить с
    максимальным усилием, не блокируя колёса (как это делает ABS).



Вопрос:



Когда автомобиль может тормозить (сохраняя максимальное усилие без блокировки колёс), помогает ли переключение на пониженную передачу остановить машину?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/16510/does-downshifting-engine-braking-help-when-my-car-brakes-can-lock-the-wheel

8 Комментариев

  1. Нет, если вы будете дополнительно тормозить, когда система ABS уже активна, вы только заставите ее работать интенсивнее. Вы не заметите сокращения тормозного пути.



    Если вам нужно экстренно затормозить и вы хотите быстро сократить расстояние до предполагаемой остановки на 2–5 метров, вы можете воспользоваться аварийным тормозом и одновременно резко повернуть руль в сторону, если ваша скорость относительно невысока (например, менее 30 км/ч). Вы будете скользить в сторону, теряя скорость. В основе этого метода лежит та же теория, что и в прицельном торможении (которое используют опытные гонщики для сохранения скорости на поворотах).


  1. Редактировать
    Тормоза должны обеспечивать блокировку колес (при отключенной системе ABS). Если тормоза не могут обеспечить такое усилие, значит, что-то не так. Чтобы торможение было эффективным, необходимо отрегулировать тормоза (или систему ABS) таким образом, чтобы усилие было чуть меньше необходимого для блокировки колеса. Для этого нужно интуитивно понимать, как ведет себя автомобиль (ощущения от педали), практикуя пороговый тормоз. В случае с ABS для определения блокировки колеса используются датчики (скорости вращения колес, датчики G и т. д.).

    Торможение двигателем определённо помогает тормозам при торможении. Упомянутый вами известный факт является аксиомой.

    Теперь перейдём к вашему вопросу, насколько я его понимаю.

    Есть ли смысл в торможении двигателем (при переключении на пониженную передачу), если тормоза полностью справляются с торможением на пределе?

    Я бы увидел в вашем вопросе дополнительное сомнение по поводу экстренного торможения и посоветовал бы вам почитать об этом. Умение резко тормозить, на мой взгляд, является одним из самых недооценённых навыков вождения/езды (я не говорю о профессионалах). Вот вам простое руководство.

    Хорошие тормоза должны обеспечивать блокировку колеса. Однако для максимально эффективного торможения (порогового торможения) необходимо приложить (или система управления, например ABS, должна регулировать) максимальное тормозное усилие, которое могут выдержать поверхности контакта (шина — это только половина дела) до блокировки колес. Небольшое проскальзывание колеса полезно, но это уже другая тема.

    Торможение двигателем помогает обычным тормозам, а значит, просто говоря, снижает нагрузку на тормоза.

    Выжимать сцепление сразу после начала торможения — не лучшая практика.




    1. Вы должны быть готовы к тому, что вам придётся ускориться, чтобы выйти из сложившейся ситуации

    2. Торможение двигателем не используется

      Например, для пункта 2: при движении по холмистой дороге включение правильной передачи может существенно помочь в регулировании скорости автомобиля. Выжимание сцепления и постоянное использование тормозов (например, на спусках) может привести к перегреву тормозов и серьёзно повлиять на их эффективность в критических ситуациях.



    Тем не менее, я бы сказал, что непрофессионалу в критических ситуациях, требующих экстренного торможения, лучше сосредоточиться на торможении и рулевом управлении, не задумываясь о переключении на пониженную передачу. При экстренном торможении использование торможения двигателем не даёт дополнительной тормозной мощности. Неправильное переключение на пониженную передачу может привести к потере управления автомобилем и даже к блокировке колёс из-за резкого торможения двигателем.


  1. Извините, предыдущий комментарий (теперь удалённый) был оставлен к другому вопросу, где, как ни странно, ваш комментарий был уместен! здесь — mechanics.stackexchange.com/questions/16606/…
  1. Угловой момент лишает вас прямолинейного движения. Это похоже на торможение двигателем или на то, как вы катитесь после прыжка с высокого здания (паркур).
  1. Нет. Блокировка шин происходит из-за статического трения шин о дорожное покрытие.



    Как только статическое трение будет преодолено, независимо от того, вызвано ли оно торможением двигателем или обычным торможением, шины заблокируются.



    Редактировать:



    Я дополню этот ответ с учётом правок.



    Блокировка колёс происходит из-за статического трения между шиной и дорожным покрытием. На льду колёса блокируются гораздо легче, чем на мокром асфальте, а на мокром асфальте — легче, чем на сухом.



    Ваша способность тормозить зависит от тормозов и торможения двигателем, а также от других источников трения, влияющих на вращение ваших шин. Вы также можете сделать что-то ещё (что крайне НЕ рекомендуется), например включить заднюю передачу, перейти на первую передачу и заглушить двигатель и т. д. Всё, что приводит к замедлению вращения колёс.



    Неважно, откуда исходит тормозное усилие. Вам просто нужно максимально приблизиться к пределу статического трения, не превышая его.


  1. Кроме того, я не думаю, что до конца понимаю преимущества описанного вами метода. Использование ABS позволяет тормозить близко к порогу и, что немаловажно, сохранять контроль над направлением движения. ABS может быть не так эффективна на рыхлом гравии, где стратегия отпускания тормоза (стратегия типа «каденс», используемая ABS) не так эффективна, как прямая блокировка колес.
  1. Пожалуйста, прочтите исходный вопрос (до редактирования) и попытайтесь понять, действительно ли автор имел в виду именно это — mechanics.stackexchange.com/posts/16510/revisions. Я думаю, автор где-то прочитал, что торможение двигателем можно использовать в ситуациях, когда тормоза не обеспечивают достаточного тормозного усилия. В его следующем вопросе, похоже, ставится под сомнение необходимость/преимущества использования торможения двигателем, когда тормоза автомобиля полностью справляются с торможением на пределе возможностей.
  1. Я думаю, что первоначальная цель вопроса могла быть искажена правками. Я считаю, что автор вопроса хотел узнать, полезно ли торможение двигателем, когда тормоза автомобиля полностью справляются с пороговым торможением.
Вы уже ответили на этот вопрос