Вопрос

Динамометрический ключ против обычного трещоточного

В чём разница между динамометрическим ключом и обычным трещоточным ключом, который обычно используется с торцевыми головками? Когда следует использовать один из них, а когда другой в автомобильной технике?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/17636/torque-wrench-vs-regular-ratchet

8 Комментариев

  1. Торцевой ключ похож на небольшую стальную трубку: на одном конце у него есть выступы, которые точно подходят к болту. На другом конце часто имеется отверстие под квадрат 1/4 дюйма, 3/8 дюйма или 1/2 дюйма. В это отверстие вставляется выступающая часть трещотки того же размера.



    Большинство динамометрических ключей выглядят как увеличенная версия трещотки — на самом деле у них часто есть и храповой механизм.



    Динамометрический ключ предназначен для измерения точного значения силы, с которой вы затягиваете болт. Как правило, для этого на динамометрический ключ надевается торцевая головка, соответствующая размеру болта. Затем вы устанавливаете (обычно на рукоятке) значение крутящего момента, указанное в спецификации, — обычно в футо-фунтах или дюйм-фунтах.



    Прикрепите ответную часть болта к болту и затяните по часовой стрелке. Когда вы достигнете указанного момента затяжки, вы услышите щелчок.



    Динамометрический ключ используется для измерения точного значения давления (крутящего момента), прилагаемого к болту. Обычно это делается для того, чтобы не перетянуть болт и не сорвать резьбу, а также для того, чтобы не недотянуть болт и не допустить его ослабления во время эксплуатации мотоцикла (довольно опасная ситуация).



    Динамометрический ключ может стоить более 50 долларов, и вы, скорее всего, будете пользоваться им редко. Вы можете просто крепко затянуть указанные гайки/болты, а затем отнести велосипед в местный веломагазин и спросить, достаточно ли они затянуты. Они могут воспользоваться динамометрическим ключом, чтобы проверить это. Однако опытные сборщики обычно просто крепко затягивают болты, если только речь не идёт о дорогом велосипеде.



    Существуют менее дорогие, но и менее точные динамометрические ключи. К нему всё равно нужно присоединить торцевой ключ. Отличие: вместо регулятора на рукоятке со звуковым щелчком используется плавающий указатель, который указывает на значение, указанное на головке ключа.



    Если вы всё же решите купить динамометрический ключ, его можно приобрести в Sears, Home Depot и, вероятно, в большинстве крупных магазинов автозапчастей (Pep Boys, Kragen и т. д.). В некоторых из этих магазинов автозапчастей можно даже взять ключ напрокат.
    В этих же магазинах можно купить необходимый торцевой ключ.


  1. Как уже было сказано в других ответах, динамометрический ключ (ДМК, для краткости) позволяет затянуть гайку/болт с заданным усилием, либо «щелкнув», либо показав значение с помощью стрелки (старомодные стрелочные динамометрические ключи).



    Никогда не используйте трещотку для откручивания чего-либо, так как вы можете повредить инструмент. Лично я использую трещотку только для окончательного затягивания, а для всего остального использую обычный трещот. Закручивайте гайку/болт с помощью трещотки до тех пор, пока они почти не будут закручены, а затем используйте трещотку, чтобы завершить процесс.



    Всегда храните TW в разматывающемся состоянии (т. е. с минимальным крутящим моментом), иначе пружина начнёт терять свою упругость.


  1. Да, но это работает и с более короткими трещотками. Половина длины = удвоение усилия
  1. @Allman У кого есть трещотка на 1 м?
  1. Верно. В большинстве случаев всё работает нормально, но я видел, как люди иногда теряли колёса. Что касается сложности: она не обязательна, можно просто добавить определённый груз на храповик известной длины, чтобы узнать крутящий момент. 1 кг на храповике длиной 1 м = 10 Н·м
  1. Хм. Значит, никто не должен использовать монтировку, потому что в ней нет сложного механизма для измерения крутящего момента колесных гаек?
  1. Динамометрические ключи используются для регулировки степени затяжки гаек и болтов. Они имеют регулируемую шкалу крутящего момента, которая обычно измеряется в футо-фунтах (английская система) или ньютон-метрах (метрическая система). В автомобильной промышленности для большинства гаек и болтов в руководстве указан крутящий момент, который при приложении обеспечивает точное давление, необходимое для бесперебойной работы.



    Обычные трещотки не имеют регулируемого крутящего момента. Обычно степень затяжки того, с чем вы работаете, называют «ручной затяжкой».



    Например, для гаек на колёсах. Чтобы гайки не были слишком ослаблены или слишком затянуты, обязательно используйте динамометрический ключ. С помощью динамометрического ключа можно убедиться, что все гайки затянуты с нужным усилием, которое, скорее всего, будет недостаточным при использовании обычного трещоточного ключа.


  1. Динамометрический ключ позволяет затянуть болт с заданным крутящим моментом, который можно отрегулировать на ключе. Эти значения крутящего момента часто указываются в руководствах по эксплуатации/спецификациях (например, «затяните болты клапанной крышки с усилием 30 фут-фунтов»), поскольку многие болты рассчитаны на определённое значение крутящего момента для правильной работы. Например, если вы слишком сильно затянете болт на прокладке, она может выйти из строя из-за избыточного давления. При выполнении ремонта следует использовать динамометрический ключ в соответствии с инструкциями производителя, особенно если болт кажется важным. Динамометрический ключ не нужен для болтов кузова и т. д., но он точно понадобится для большинства болтов, которые вы обнаружите при разборке двигателя.


Вы уже ответили на этот вопрос