Вопрос

Имеет ли значение, в какую сторону вращать коленчатый вал?

При выполнении таких действий, как настройка ВМТ или просто выборочная проверка (например, цепи / ремня ГРМ), имеет ли значение, вращается ли коленчатый вал по часовой стрелке или против нее?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/17766/does-it-matter-which-side-to-turn-crankshaft

4 Комментария

  1. Вовсе нет. На самом деле в некоторых руководствах по двигателям в разделе, посвящённом зажиганию, рекомендуется поворачивать по часовой стрелке до верхней мёртвой точки, затем против часовой стрелки до отметки в 10 градусов, а затем снова по часовой стрелке до этой отметки, чтобы точно определить, куда должна подаваться искра. В руководстве указано, что это необходимо для исключения обратного хода в механизме соединения распределителя с распределительным валом. Единственное, что нужно учитывать: если вы вращаете демпфер или его болт/гайку на коленчатом валу, убедитесь, что они хорошо закреплены, иначе они могут ослабнуть.


  1. Даже если ваши распределительные валы приводятся в движение шестернями, они должны вращаться в том же направлении, что и при обычной работе, но у цепей особенно есть «слабая сторона», и под нагрузкой они провисают сильнее, чем вы думаете. При установке ремня ГРМ и совмещении меток следует затягивать коленчатый вал в нормальном направлении вращения. Не стоит отклоняться более чем на один зуб.



    Будьте осторожны и никогда не поворачивайте коленчатый вал за пределы «безопасной зоны», если распределительный вал отсоединён.



    Что касается синхронизации и проверки цепи, то лучше сделать это с помощью фонарика во время работы двигателя (так как в этом случае он может подпрыгивать). Дорожные испытания могут стать лучшим способом настройки.


  1. Почти никогда. В большинстве случаев поворот следует выполнять по часовой стрелке. Если вам нужно повернуть его на несколько градусов назад, чтобы установить в определённую точку верхней мёртвой точки, это не проблема. Это не повредит вашему двигателю. Если вы используете главный болт на конце коленчатого вала, то рискуете ослабить его при повороте против часовой стрелки... но это тоже не страшно. Просто затяните его, повернув по часовой стрелке, а затем верните кривошип в нужное положение. Обычно, если делать это аккуратно (без резких рывков), болт на коленчатом валу не ослабнет, и его можно будет использовать для вращения двигателя.


  1. Для ясности: некоторые двигатели по своей конструкции могут работать в обоих направлениях (двухтактные, паровые).
Вы уже ответили на этот вопрос