Вопрос

Может ли цапфа вала потерять смазку в подшипниках?

Открыв крышки клапанов цилиндров, я увидел, что мой распределительный вал установлен на неподвижных подшипниках с помощью цапф (по сути, это части любого вала, которые опираются на подшипники), которые полностью охватывают его. Для обеспечения плавного вращения цапфы должны быть постоянно хорошо смазаны по всей окружности.



Возможно ли, что уплотнение подшипника 360 вокруг шейки вала настолько плотное, что не пропускает масло, из-за чего подшипник работает всухую и вращение затруднено?



Я понимаю, что это чисто теоретический вопрос, но он показался мне возможным, и это пробудило во мне любопытство.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/17930/can-shaft-journals-ever-lose-lubing-against-bearings

2 Комментария

  1. Как и любому другому подшипнику в любом автомобильном двигателе, ему для вращения необходим постоянный приток масла. Для этого используются масляные каналы, просверленные в блоке цилиндров. В них поступает масло от масляного насоса, который (в большинстве случаев) забирает масло из поддона картера. Поскольку я знаком с двигателями Chevrolet Small Block (GenI), я приведу их в качестве примера, чтобы показать, как это выглядит:



    введите описание изображения здесь



    Это схема движения масла в двигателе GenI. Я обозначил направление движения масла разными цветами, чтобы объяснить, куда оно поступает и что смазывается. Давайте разберёмся:




    • Масло начинает свой путь в поддоне, откуда оно поступает в маслоприёмную трубку масляного насоса и далее в сам масляный насос.

    • Оттуда масло поступает в масляный фильтр (жёлтые линии)

    • Масло поступает из фильтра в главную масляную магистраль (зелёные линии)

    • По масляному каналу оно поступает к подшипникам распределительного вала (средние синие линии)

    • Она проходит через подшипники распределительного вала и попадает в коренные подшипники (фиолетовые линии)

    • Затем он проходит через отверстия, просверленные в коленчатом валу, и попадает в шатунные подшипники (тонкие светло-голубые линии).

    • В задней части блока цилиндров (напротив вентилятора) масло поступает в главную масляную магистраль, а также в боковые магистрали, по которым масло подается к толкателям (красные линии)

    • После того как масло проходит через толкатели, оно поднимается по толкателям к коромыслам, чтобы подать масло к коромыслам и наконечникам клапанов (ярко-фиолетовые линии).



    Чтобы масло вытекало и обеспечивало смазку распределительного вала, в распределительных подшипниках есть отверстия, которые при установке совмещаются с отверстиями в блоке. На задней стороне подшипников также есть канавки, которые позволяют маслу обтекать подшипник и стекать в другое отверстие, откуда оно поступает к основным подшипникам. Вот изображение распределительных подшипников, чтобы вам было понятнее:



    введите описание изображения здесь



    Обратите внимание на отверстия, направленные в вашу сторону (в блоке они были бы направлены вверх), и на выемки с внешней стороны.



    Когда масло выдавливается на кулачковые подшипники, это выглядит примерно так (обратите внимание, что это преувеличение — пространство, заполненное маслом, гораздо ровнее, чем показано здесь):



    введите описание изображения здесь



    Таким образом, подшипники распределительного вала в SBC остаются смазанными до тех пор, пока работает масляный насос и есть подача масла. Со временем подшипники изнашиваются. Из-за этого масло начинает просачиваться легче, и давление масла в двигателе начинает снижаться. Это приводит к более быстрому износу подшипников и ещё большему снижению давления масла. Как только это начинает происходить, запускается порочный круг, который может закончиться только катастрофой. Обратите внимание, что в двигателе SBC это занимает много времени, если только владелец не проводит надлежащее техническое обслуживание. Коренные и шатунные подшипники обычно выходят из строя раньше, чем подшипники распределительного вала.



    Существует множество типов двигателей, и столько же способов смазывать двигатель и подшипники распределительного вала. Подшипники распределительного вала почти во всех двигателях круглые, как описано выше. Все они получают масло из канала, которое каким-то образом поступает от масляного насоса. Если бы для смазки использовался метод разбрызгивания, это привело бы к поломке распределительного вала и подшипников. Кулачок должен выдерживать большую нагрузку, когда его выступы вращаются и толкают клапаны (независимо от того, прямой это метод или косвенный). Масло служит для амортизации, поддержки, смазки, охлаждения и очистки. Без прямого давления, создаваемого масляным насосом, он бы долго не прослужил.


  1. В подшипниках скольжения есть небольшое отверстие для постоянной подачи масла для смазки. Они не зависят от подачи масла из окружающей среды.



    Тем не менее подшипник может работать без смазки, если давление масла недостаточное или зазор между распределительным валом и подшипником слишком мал. В первом случае это указывает на более серьёзные проблемы, а во втором — на некачественную конструкцию/производство.



    Отверстия для подачи масла в коренные подшипники можно увидеть в этом видео примерно на 1:30


Вы уже ответили на этот вопрос