Допустимый провис цепи ГРМ при большом пробеге?
Chevy S-10 Blazer 1995 года выпуска — 4,3-литровый двигатель Vortec V6 (VIN W с PCM) — пробег 230 000 миль, владелец — оригинал.
К вашему сведению, в этой модели автомобиля/двигателя не предусмотрена проверка и/или замена цепи ГРМ в рамках планового технического обслуживания, как в автомобилях с ременным приводом ГРМ. По данным GM, цепь ГРМ должна служить «до конца срока службы двигателя». Однако, несмотря на это, я понимаю, что при пробеге в 230 000 миль цепь вполне может износиться и потребовать замены.
Этот вопрос является продолжением этого ответа.
Я пытался устранить проблему с неровной работой двигателя на холостом ходу и, исключив практически все другие причины, обнаружил провисание цепи ГРМ.
Холостой ход двигателя значительно улучшился после того, как я установил заводские настройки ГРМ (0 ВМТ при отключенном проводе датчика ГРМ) и установил новый распределитель. Однако результат всё ещё не идеален1, и я пытаюсь понять, стоит ли менять цепь ГРМ.
Нет никаких сомнений в том, что цепь растянута, и я пытаюсь точно это измерить. Грубо говоря, на основании визуального осмотра (вращение коленчатого вала с одновременным наблюдением за ротором) я предполагаю, что растяжение составляет 5–7 градусов. Эта оценка уже учитывает люфт между шестернями распределителя и распределительного вала. Я пытаюсь найти помощника, чтобы более точно измерить растяжение самой балансирной цепи.
Вот мои наблюдения за работой двигателя с помощью индикатора фаз газораспределения в двух совершенно разных условиях:
Провод синхронизации компьютера отсоединён: я не ожидал, что при ускорении с холостого хода произойдёт сдвиг фаз, но индикатор синхронизации показывает сдвиг фаз. В этой модели нет противовесов или вакуумного сдвига фаз.
Подключен провод синхронизации компьютера: Кажется, что метка синхронизации скачет. Я ожидал, что при ускорении двигателя компьютер будет плавно увеличивать или уменьшать синхронизацию, а не скакать туда-сюда.
В обоих случаях величина смещения одинакова... по визуальной оценке, она составляет около 1/2 дюйма. Балансир имеет диаметр 6 дюймов, то есть угол составляет примерно 10 градусов. Только люфт/зазор в шестерне распределителя и/или цепи ГРМ могут объяснить два приведённых выше наблюдения.
Очевидно, что любая цепь ГРМ со временем растягивается/изнашивается. Какое растяжение или люфт цепи считаются недопустимыми? В какой момент замена цепи становится критической необходимостью?
В руководстве по обслуживанию GM S-10 1995 года говорится, что если цепь «смещается из стороны в сторону более чем на 5/8 дюйма», то её следует заменить. Однако если я сниму крышку ГРМ, чтобы измерить этот показатель, то с таким же успехом могу просто заменить цепь.
РЕДАКТИРОВАТЬ: следуйте процедуре, описанной на этом сайте в этом ответе:
Как видно на фотографии ниже, использование выступа для установки меток ГРМ, встроенного в крышку ГРМ, не позволяет получить точные измерения. Поэтому я закрепил стальную пластину на креплении гидроусилителя руля, что дало мне возможность сделать очень точные контрольные метки. (На этой фотографии видно, что я отметил канавку и выступ для установки меток ГРМ белым мелом)
Затем, следуя инструкции, приведённой в ответе, я повернул коленчатый вал по часовой стрелке, наблюдая за движением ротора. Я остановился и сделал начальную отметку. Затем, пока мой помощник наблюдал за ротором, я медленно повернул коленчатый вал против часовой стрелки и остановился ровно в тот момент, когда мой помощник заметил движение, после чего сделал ещё одну отметку. Эти две отметки можно увидеть на фотографии ниже.
- Диаметр балансира, измеренный штангенциркулем: 6,125 дюйма
- Расчётная окружность балансира: 19,2422 дюйма (6,125 x π)
- 19,2422 дюйма разделить на 360 градусов => 0,05345 дюйма на градус
Измеренное расстояние между двумя метками составляет 3/16 дюйма (0,1875).
(0,1875 дюйма) разделить на (0,05345 дюйма/градус) => 3,508 градуса
Я повторил процедуру несколько раз в разных местах балансира и везде получил результат 3/16 дюйма.
1РЕДАКТИРОВАНИЕ 2:
Оставшаяся вибрация на холостом ходу была вызвана неплотно прилегающим теплозащитным экраном, который периодически замыкал колпачок свечи зажигания в цилиндре № 4.
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/18388/acceptable-amount-of-slack-in-a-timing-chain-with-high-mileage
Со ссылкой на этот веб-сайт:
Чтобы измерить это, сделайте следующее:
ПРИМЕЧАНИЕ: важно не проворачивать коленчатый вал дальше ВМТ, а затем возвращать его в исходное положение (против часовой стрелки), так как это помешает вам увидеть то, что вы пытаетесь увидеть.
Надеюсь, это поможет.