Безопасное торможение двигателем в автомобилях с АКПП
Когда я учился водить, я брал уроки на автомобиле с механической коробкой передач. На одном из уроков я выполнял манёвр задним ходом и управлял автомобилем с помощью педали сцепления и тормоза... что, как я теперь понимаю, было глупо...
Инструктор объяснил мне, что управлять автомобилем, одновременно нажимая на педали сцепления и тормоза, вредно, так как это может привести к выходу из строя сцепления.
Сейчас я езжу на автомобиле с автоматической коробкой передач (с триптроником), и вот что меня интересует: может ли сцепление (или его аналог) в автомобиле с автоматической коробкой передач сгореть, если я переключаю передачу вниз во время торможения? (Допустим, я подъезжаю к светофору с красным сигналом). Или компьютер в автомобиле достаточно умен, чтобы понимать, что ему нужно сделать то же самое, что и при нажатии на педаль сцепления, если я одновременно торможу и переключаю передачу вниз??
Надеюсь, мой вопрос понятен.
Спасибо, что уделили нам время, Дэн.
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/18259/safe-engine-braking-in-automatic-cars
Гидротрансформатор в «стандартной» автоматической коробке передач выполняет функцию сцепления и изнашивается не так, как сцепление. Сцепление — это два сухих куска материала, которые удерживаются друг за друга за счёт трения (что-то вроде двух листов наждачной бумаги, прижатых друг к другу), и каждый раз, когда сцепление пробуксовывает, эти поверхности трутся друг о друга, а не двигаются синхронно, что приводит к постепенному износу этого фрикционного материала. В гидротрансформаторе есть нечто похожее на турбину с жидкостью внутри — «трение» возникает между лопастями турбины и жидкостью, которой она заполнена, а не между двумя поверхностями, соприкасающимися друг с другом. Это не приводит к такому же типу износа, потому что поверхности не трутся друг о друга.
Это одна из причин, по которой автоматические коробки передач так распространены в дрэг-рейсинге: в автомобилях с автоматической коробкой передач можно злоупотреблять гидротрансформатором, нажимая на тормоз и одновременно на газ, до тех пор, пока гидротрансформатор не перестанет блокироваться. Обычно это происходит при 2000–3000 оборотах в минуту, то есть, когда вы отпускаете тормоза, автомобиль стартует в более благоприятном диапазоне оборотов. Вы также можете сделать это на автомобиле с механической коробкой передач (максимально выжать сцепление), но в этом случае вы полностью уничтожите сцепление, как если бы вы удерживали автомобиль на уклоне с помощью сцепления. Всякий раз, когда вы прикладываете больше силы, чем требуется для движения колеса, это означает, что сцепление должно проскальзывать, а значит, фрикционные диски трутся друг о друга, а не движутся синхронно, и поэтому изнашиваются. Так что вам не стоит беспокоиться о том, что гидротрансформатор изнашивается из-за проскальзывания/торможения двигателем.
РЕДАКТИРОВАТЬ: чтобы ответить на вопрос более чётко, скажу, что гидротрансформатор в автоматической коробке передач работает не так, как сцепление. Но вы всё равно можете тормозить и выжимать сцепление на автомобиле с механической коробкой передач (переключение с помощью пятки и носка, см. мой комментарий ниже), и это не «полезно» для сцепления, но является допустимой техникой вождения, и при правильном выполнении вы в любом случае не сильно изнашиваете сцепление при переключении на пониженную передачу.