Вопрос

Безопасное торможение двигателем в автомобилях с АКПП

Когда я учился водить, я брал уроки на автомобиле с механической коробкой передач. На одном из уроков я выполнял манёвр задним ходом и управлял автомобилем с помощью педали сцепления и тормоза... что, как я теперь понимаю, было глупо...



Инструктор объяснил мне, что управлять автомобилем, одновременно нажимая на педали сцепления и тормоза, вредно, так как это может привести к выходу из строя сцепления.



Сейчас я езжу на автомобиле с автоматической коробкой передач (с триптроником), и вот что меня интересует: может ли сцепление (или его аналог) в автомобиле с автоматической коробкой передач сгореть, если я переключаю передачу вниз во время торможения? (Допустим, я подъезжаю к светофору с красным сигналом). Или компьютер в автомобиле достаточно умен, чтобы понимать, что ему нужно сделать то же самое, что и при нажатии на педаль сцепления, если я одновременно торможу и переключаю передачу вниз??



Надеюсь, мой вопрос понятен.



Спасибо, что уделили нам время, Дэн.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/18259/safe-engine-braking-in-automatic-cars

8 Комментариев

  1. Гидротрансформатор в «стандартной» автоматической коробке передач выполняет функцию сцепления и изнашивается не так, как сцепление. Сцепление — это два сухих куска материала, которые удерживаются друг за друга за счёт трения (что-то вроде двух листов наждачной бумаги, прижатых друг к другу), и каждый раз, когда сцепление пробуксовывает, эти поверхности трутся друг о друга, а не двигаются синхронно, что приводит к постепенному износу этого фрикционного материала. В гидротрансформаторе есть нечто похожее на турбину с жидкостью внутри — «трение» возникает между лопастями турбины и жидкостью, которой она заполнена, а не между двумя поверхностями, соприкасающимися друг с другом. Это не приводит к такому же типу износа, потому что поверхности не трутся друг о друга.



    Это одна из причин, по которой автоматические коробки передач так распространены в дрэг-рейсинге: в автомобилях с автоматической коробкой передач можно злоупотреблять гидротрансформатором, нажимая на тормоз и одновременно на газ, до тех пор, пока гидротрансформатор не перестанет блокироваться. Обычно это происходит при 2000–3000 оборотах в минуту, то есть, когда вы отпускаете тормоза, автомобиль стартует в более благоприятном диапазоне оборотов. Вы также можете сделать это на автомобиле с механической коробкой передач (максимально выжать сцепление), но в этом случае вы полностью уничтожите сцепление, как если бы вы удерживали автомобиль на уклоне с помощью сцепления. Всякий раз, когда вы прикладываете больше силы, чем требуется для движения колеса, это означает, что сцепление должно проскальзывать, а значит, фрикционные диски трутся друг о друга, а не движутся синхронно, и поэтому изнашиваются. Так что вам не стоит беспокоиться о том, что гидротрансформатор изнашивается из-за проскальзывания/торможения двигателем.



    РЕДАКТИРОВАТЬ: чтобы ответить на вопрос более чётко, скажу, что гидротрансформатор в автоматической коробке передач работает не так, как сцепление. Но вы всё равно можете тормозить и выжимать сцепление на автомобиле с механической коробкой передач (переключение с помощью пятки и носка, см. мой комментарий ниже), и это не «полезно» для сцепления, но является допустимой техникой вождения, и при правильном выполнении вы в любом случае не сильно изнашиваете сцепление при переключении на пониженную передачу.


  1. Ваш инструктор был прав, возражая вам, потому что сцепление/двигатель и тормоза выполняют противоположные функции: первое добавляет энергии автомобилю (ускоряя его), а второе отнимает энергию (замедляя его). Если вы используете и то, и другое одновременно, то вы просто перекачиваете энергию от двигателя к тормозным колодкам, что ни к чему хорошему не приведёт. Если в то же время вы отпускаете сцепление, то оно тоже может рассеивать произвольное количество энергии. Это плохо.



    В вашей автоматической коробке передач переключение занимает определённое время. Вы не можете «ездить» на гидротрансформаторе, не нажимая на педаль газа. Да, нажатие на педаль газа при нажатии на педаль тормоза аналогично тому, что не понравилось вашему инструктору, но это не то, что вы описываете. Если вы будете использовать торможение двигателем для замедления автомобиля, одновременно нажимая на педаль тормоза, это не вызовет проблем.


  1. Интересно! То есть вы в основном говорите о том, что гидротрансформатор «проскальзывает»? Поэтому на автомате можно одновременно нажимать на педаль газа и тормоза (в определённой степени)... потому что вместо того, чтобы подключаться к колёсам, компьютер может заставить гидротрансформатор проскальзывать?
  1. Фу-у-у, автомобили с коробкой DSG..... Я предпочитаю нормальную автоматическую коробку передач с гидротрансформатором.
  1. Это во многом зависит от типа вашего автомобиля, но в большинстве автомобилей с подрулевыми переключателями используется автоматическая коробка передач, поэтому они фактически не имеют сцепления (вместо него используется гидротрансформатор). В некоторых системах используется роботизированная механическая коробка передач со сцеплением (или двумя сцеплениями, как в системе DSG от Volkswagen).



    Однако ситуация, о которой вы говорите: замедление при торможении и переключении на пониженную передачу, сильно отличается от езды на сцеплении, поскольку переключение на пониженную передачу происходит после отключения высшей передачи и включения низшей. Это допустимый способ вождения как на автоматической, так и на механической коробке передач.



    В систему вашего автомобиля встроены функции безопасности, поэтому, если вы выберете неподходящую передачу, компьютер не позволит вам включить её в данный момент.


  1. Кроме того, при езде по треку очень важно переключать передачи вниз и нажимать на тормоз — это называется «сдвигом пятки и носка» и требует, чтобы вы нажимали на тормоз правым носком, управляли дроссельной заслонкой правой пяткой, а сцеплением — левой ногой. Это позволяет переключать передачи вниз (то есть резко нажимать на педаль газа) во время торможения, получая максимально возможное тормозное усилие (торможение двигателем + обычные тормоза), а также оставаться на передаче на поворотах и при замедлении. Но нет смысла делать это на автомате — просто нажмите на тормоз, и переключение произойдёт автоматически.
  1. Когда гидротрансформатор «пробуксовывает», он в некоторой степени разъединяет двигатель и трансмиссию, так что они движутся с разной скоростью (это происходит на механическом уровне, а не под управлением компьютера). Если они не синхронизированы, гидротрансформатор не «запирает» два вала, поэтому он проскальзывает. Я бы не стал так сильно нажимать на тормоз — он не зависит от двигателя и сцепления. Нажатие на тормоз означает, что вы замедляетесь/создаёте сопротивление для колёс, как при движении в гору или при выполнении любого другого действия, создающего сопротивление. На самом деле ничто не мешает вам нажимать на обе педали.
  1. Нет, переключение на пониженную передачу при торможении — это совсем другая ситуация, потому что вы вообще не нажимаете на педаль газа. Если вы говорите о возможности разогнать автомобиль и удерживать его на тормозе, то для этого потребуется особый тип гидротрансформатора, который поддерживает такую функцию. Старый Trans Am моего дяди мог это делать: выжимаешь сцепление, удерживаешь тормоз, разгоняешься до 2500 оборотов в минуту, отпускаешь тормоз и срываешь асфальт с обочины. Но это уже совсем другой вопрос.
Вы уже ответили на этот вопрос