Интернет-зависимость меняет мозг подростков, показывают исследования 🧠💻
Учёные обнаружили, что у молодых людей с интернет-зависимостью происходят изменения в химии мозга, которые могут усиливать склонность к повторяющемуся поведению. Исследование, опубликованное в журнале PLOS Mental Health, проанализировало предыдущие работы с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (fMRI), чтобы понять, как разные участки мозга взаимодействуют у подростков с зависимостью от интернета.
Результаты показали, что изменения наблюдаются сразу в нескольких нейронных сетях мозга. При этом, когда участники исследования отдыхали, активность некоторых областей мозга повышалась, а функциональная связь в частях мозга, отвечающих за активное мышление, память и принятие решений, снижалась.
Эти изменения, по мнению исследователей, способствуют формированию аддиктивного поведения, а также влияют на психологическое состояние, развитие, когнитивные способности и физическую координацию подростков.
В обзор включили 12 предыдущих исследований с участием 237 подростков в возрасте 10–19 лет, формально диагностированных с интернет-зависимостью в период с 2013 по 2023 годы. При этом почти половина британских подростков признают, что ощущают зависимость от социальных сетей.
Макс Чанг, ведущий автор исследования и магистрант UCL Great Ormond Street Institute of Child Health, отметил:
«Подростковый возраст — критический период развития, когда происходят значительные изменения в биологии, когнитивных навыках и личности. Мозг в этот период особенно уязвим к интернет-зависимости, включая навязчивое использование сети, тягу к мышке или клавиатуре и чрезмерное потребление медиа».
Он подчеркнул, что последствия могут проявляться в трудностях поддержания социальных связей, склонности скрывать онлайн-активность, нарушениях сна и питания.
Чанг добавил, что понимание того, как интернет-зависимость меняет связь между сетями мозга, позволит выявлять ранние признаки зависимости и вовремя её корректировать. Возможные методы вмешательства включают психотерапию, семейное консультирование и образовательные программы для родителей.
Ирен Ли, соавтор исследования, отметила:
«Интернет имеет свои преимущества, но если он начинает влиять на повседневную жизнь, это становится проблемой. Мы рекомендуем подросткам устанавливать разумные ограничения на время онлайн и быть осознанными в отношении психологических и социальных последствий чрезмерного использования интернета».
🖥️💡 В итоге, исследование подчеркивает важность баланса между цифровой активностью и офлайн-жизнью для здорового развития подростков.