Ключ к угону: почему автомобили с бесключевым доступом оказались уязвимы 🔑🚗
Более десяти лет назад исследователи предупреждали автомобильную индустрию о рисках технологий бесключевого доступа — однако предостережения были проигнорированы. Учёные и юристы отмечали, что программное обеспечение современных автомобилей может быть «взломано» из-за недостаточной защиты, а владельцы машин могут обнаружить свои автомобили украденными без каких-либо следов взлома.
Сегодня это стало реальностью: рост краж автомобилей с бесключевым доступом привёл к рекордным ценам на страховку, и некоторые владельцы вынуждены платить до £2,000 в год. По данным на март 2023 года, уровень угонов автомобилей в Англии и Уэльсе достиг максимума за более чем десятилетие.
Как угоняют современные автомобили
- Хакеры используют устройства, замаскированные под игровые консоли — так называемые «эмуляторы», которые имитируют электронный ключ и позволяют угнать автомобиль за 20 секунд. Наибольшее внимание уделяется моделям Hyundai и Kia.
- Специальное «умное» оборудование продаётся в интернете до £5,000 и позволяет преступникам взламывать систему автомобиля и программировать новый ключ.
- Полиция в ряде районов вынуждена закрывать дела о кражах автомобилей с бесключевым доступом менее чем за 24 часа, даже при наличии записи с камер видеонаблюдения.
Автомобильный юрист Ник Фримен отмечает: «Индустрия проявила халатность. Её предупреждали ещё на этапе появления новой технологии. Ситуация катастрофическая: люди не могут застраховать свои машины или сталкиваются с безумно высокими тарифами».
Реакция производителей
Jaguar Land Rover объявила в ноябре о вложении £10 млн для улучшения безопасности наиболее часто угоняемых моделей 2018–2022 годов. Hyundai также подтвердил, что работает «в приоритетном порядке» над защитой своих автомобилей от взлома умных замков.
Ещё в 2011 году исследователи из Калифорнийского и Вашингтонского университетов предупреждали о возможности атак на программное обеспечение современных автомобилей, позволяющих удалённо открывать двери и заводить двигатель. В 2012 году эксперт по электронным доказательствам Стивен Мейсон писал, что бесключевые системы могут быть «успешно взломаны», а без улучшений конструкций автомобили будут угоняться без следов взлома.
Мейсон добавил: «Производители проявили беспечность, не желая тратиться на надёжную защиту. Сейчас у нас современные автомобили с последними технологиями, а владельцам приходится использовать старомодные блокираторы рулевого колеса, чтобы защитить их от краж».
Позиция отрасли и властей
Ассоциация производителей и продавцов автомобилей (SMMT) отрицает, что индустрия провалилась в вопросах безопасности, утверждая, что ведётся «гонка вооружений» с преступниками. Глава SMMT Майк Хоус подчеркнул: «Производители постоянно внедряют новые технологии, чтобы опережать преступников. Это помогло значительно снизить уровень угонов за последние 30 лет».
Министерство внутренних дел сообщает, что общий уровень преступлений с автомобилями, включая кражи и взломы, снижается. «С 2010 года уровень автомобильной преступности снизился на 39%», — заявили в ведомстве. Новые меры, предусмотренные законопроектом о уголовной юстиции, запрещают использование электронных устройств для угона автомобилей.
Бесключевые технологии делают жизнь водителей проще, но одновременно создают новые вызовы для безопасности и страхования 🚘🔐.