«Угнали за 20 секунд»: как «умные ключи» ускорили рост краж автомобилей 🚗🔑
Электромобиль Hyundai Ioniq 5 Стива Джессопа был украден всего за 20 секунд у его дома в западном Лондоне. Мужчина получил запись с камеры видеонаблюдения и был поражён тем, как легко злоумышленник открыл двери, завёл машину и уехал — ключи при этом находились внутри дома, а признаков сообщника не было.
«Это было невероятно. Я подумал: как такое могло произойти? С таким уровнем технологий в машине я думал, что её невозможно украсть», — рассказал Джессоп.
Новые технологии, новые угрозы
Источник в автомобильной отрасли объяснил, что для таких краж используются высокотехнологичные устройства, замаскированные под игровые консоли. Они называются «эмуляторы» и позволяют мошенникам имитировать сигнал электронного ключа, открывать двери и запускать двигатель. Владельцы Ioniq 5, стоимость которых начинается примерно с £42,000, теперь используют рулевые замки для защиты от краж. Hyundai заявляет, что рассматривает меры для предотвращения использования таких устройств «в приоритетном порядке».
Не только Hyundai оказался уязвим: расследование выявило, что аналогичные атаки затрагивали автомобили Toyota, Lexus и Kia. Водители сталкиваются с ростом числа краж и увеличением страховых премий. Так, до кражи Джессоп уже видел рост своей страховки с £574 до £2,240 в год.
Почему это стало возможным
Кражи машин без ключей становятся всё более частыми. Кнопочные системы бесключевого доступа появились ещё в 1980-х годах, а в 1990-х начали использовать бесключевой зажигание, в основном для дорогих моделей. Современные «умные ключи» автоматически разблокируют автомобиль при приближении владельца, что создаёт новые дыры в безопасности.
Юрист Ник Фримен отметил: «Можно сказать, что эти автомобили небезопасны и не соответствуют своему назначению. Автопром был халатен — он не поставил безопасность в приоритет, и теперь водители платят за это».
Предупреждения игнорировались
Учёные из Калифорнийского университета и Университета Вашингтона ещё в 2011 году предупреждали об уязвимостях современных автомобилей, которые позволяют «открыть двери и завести двигатель» без ключа. В 2012 году адвокат Стивен Мейсон предупредил о риске «релейных атак», когда сигнал ключа усиливается и используется для активации авто даже из дома владельца.
К 2015 году полиция уже сообщала о 6,000 угнанных машин ежегодно без ключей. Страховая компания Aviva констатировала, что владельцы современных бесключевых авто в два раза чаще подают заявления о кражах.
Методы защиты и реакция производителей
Часто злоумышленники используют и порт диагностики автомобиля под приборной панелью, чтобы запрограммировать новый ключ. В последние годы автопроизводители внедряют обновления программного обеспечения, а Jaguar Land Rover вложил £10 млн в модернизацию популярных моделей 2018–2022 годов.
Hyundai UK заявляет, что совместно с полицией удалось вернуть около 75% угнанных автомобилей и что компания приоритетно работает над мерами защиты от краж. Toyota и Lexus сообщают о значительном сокращении числа краж после внедрения усиленной безопасности на новых моделях, а для старых разрабатываются решения.
SMMT подчеркнула, что рост краж связан с организованной преступностью, а не с системной нехваткой безопасности, и что отрасль ведёт «гонку вооружений» с преступниками 🔐.
Водителям рекомендуется ознакомиться с системами безопасности своих автомобилей и использовать рулевые замки или трекеры, а при возможности консультироваться с производителем перед установкой дополнительных защитных средств.