Пост

Как Google Waze невольно изменил наши дороги и городскую жизнь 🚗📱

Есть теория, которую я давно вынашивал, и хочу поделиться: покупка Google приложения Waze в 2013 году оказала большое влияние на наши города и дорожное движение — и даже на политические решения. Звучит странно, но давайте разберёмся.

Waze появился в 2006 году как проект цифровой карты FreeMap Israel, а к началу следующего десятилетия превратился в GPS-навигацию. В то время Google Maps уже была доминирующим игроком, предустановленным на iPhone и Android. Но у Waze был секрет: он мог помочь добраться до места быстрее.

Хотя Google Maps имела информацию о пробках с 2007 года, сервис не слишком активно использовал её для прокладывания маршрутов. Waze поступал иначе: приложение постоянно перенаправляло водителей по альтернативным маршрутам, учитывая малейшие изменения в потоке транспорта, а пользователи могли сообщать о препятствиях, камерах контроля скорости и других задержках.

Если Google Maps показывала очевидные маршруты, Waze предлагал петлять по второстепенным улицам, избегать светофоров и загруженных перекрёстков. Насколько такие маршруты реально ускоряли поездки или лишь создавали ощущение быстрого движения — неизвестно, но пользователям понравилось, и Waze занял свою нишу.

В 2013 году Google купил Waze за \$1,3 млрд. Даже тогда покупка вызывала споры из-за положения Google на рынке. Несмотря на это, Waze продолжал работать как независимая компания, а почти через десять лет полностью вошёл в команду Google Maps. Уже в первые недели часть технологий Waze была интегрирована, включая отчёты о дорожных инцидентах в реальном времени.

Но есть большая разница между использованием Waze узкой группой водителей и его внедрением для сотен миллионов пользователей по всему миру. Между 2009 и 2019 годами движение по второстепенным улицам выросло на 10%. В Лондоне многолетний спад трафика на таких улицах прекратился. Рост «крысиного движения» (rat-running) сделал дороги предметом политических дебатов и привёл к созданию зон с низким уровнем движения (LTN).

Именно здесь цифровые технологии начали влиять на реальную жизнь: решения по организации движения, ранее технические, стали политическим вопросом, затрагивающим бюджеты и городской план. Эти изменения происходили постепенно, но влияние было заметным.

Мораль проста: технологии медленно, но верно меняют наше поведение и городскую среду. Waze — лишь один пример того, как цифровые инструменты могут трансформировать реальный мир, от маршрутов на улицах до масштабных инфраструктурных решений. И пока мы наблюдаем за развитием новых технологий, таких как генеративный ИИ, стоит задуматься: какие ещё последствия ещё скрыты за кажущейся простотой цифровых сервисов? 🌐🚦

Для ответа вы можете авторизоваться