Пост

Британский бренд электроскутеров Zapp столкнулся с падением акций после выхода на Nasdaq ⚡🛵

В мае этого года британский бренд электроскутеров Zapp праздновал выход на биржу Nasdaq с оценкой \$573 млн (£467 млн). Команда компании собралась рядом с одним из своих скутеров и радостно смотрела на билборд с логотипом бренда возле Таймс-сквер в Нью-Йорке. На социальных сетях Zapp написал: «Все взволнованы и готовы к новому этапу! Живите без проводов».

Однако всего через шесть месяцев акции компании резко подешевели, и капитализация упала до \$12,5 млн, согласно данным Nasdaq. Сейчас Zapp выглядит как ещё один пример британских транспортных стартапов, чьи амбициозные американские листинги превращаются в кратковременное испытание для инвесторов.

Рынок и конкуренция

В то время как рынок электромобилей стабилизировался, производство быстрых и компактных электроскутеров остаётся технически сложной задачей. Несмотря на прогнозируемый рост сектора (по оценке McKinsey, рынок двухколёсных электрических транспортных средств может достигнуть \$200 млрд к концу десятилетия), крупные производители долго обходили этот сегмент стороной, опасаясь высоких расходов и низкой маржинальности.

Zapp был основан в 2017 году Свином Чатсуаном и его командой экспертов из автомобильного и инженерного бизнеса. Первый продукт, i300 — «городской скутер с производительностью уровня мотоцикла» — компания представила в 2022 году на фестивале Goodwood Festival of Speed. Скутер ускоряется до 30 миль в час за 2,3 секунды и заряжается от обычной розетки. Модели стоят от €7,590 (£6,650) до €9,590 (£8,400) и доступны для онлайн-заказа с разнообразной окраской и индивидуальными деталями, такими как «diamond cut wheels».

Конкуренты предлагают более дешёвые решения — например, Piaggio 1 или Sunra Robo стоят £2,000–£3,500, хотя премиальные модели BMW CE 04 доходят до почти £13,000.

Стратегия и планы

Zapp собирается выпускать более доступные модели, чтобы конкурировать с китайскими компаниями, активно выходящими на европейский рынок. Компания имеет штаб-квартиру в Великобритании, шоурум в Бикстере, Оксфордшир, а производство налажено в Таиланде. В 2022 году заявленная мощность — до 10,000 скутеров в 2023 году с планами расширения на европейский рынок и выпуском 300,000 единиц к 2026 году.

Сейчас Zapp зарегистрирован на Каймановых островах и имеет доступ к публичным рынкам, однако выручка от листинга через слияние составила менее \$1 млн. Основной инвестор — американский управляющий активами Cohen & Company.

Сложности и перспективы

Падение акций связано с сомнениями инвесторов в перспективах стартапов и ростом скептицизма к Spac-компаниям. Сектор электромобилей находится в стадии перемен: британские стартапы Arrival и Tevva ищут новые стратегии и партнёрства, а производитель батарей Britishvolt обанкротился в январе.

Тем не менее, Zapp рассчитывает на «регуляторные преимущества», например, низкоэмиссионные зоны в городах Европы, и надеется расширяться в Азию. Представитель компании отметил: «Zapp продолжает работу над выводом на рынок нашего первого продукта, электроскутера i300, который, как мы верим, установит новые стандарты в дизайне, производительности, устойчивости и клиентском опыте».

Основатель компании Свин Чатсуан ранее говорил: «Если у вас есть мечта — следуйте за ней, выбирайте правильных друзей и игнорируйте скептиков». Возможно, сейчас ему как никогда понадобятся эти друзья, чтобы пройти через сложный период для компании.

Для ответа вы можете авторизоваться