Известно ли, что одни сочетания вкусов лучше других (и если да, то почему)?
Общеизвестно, что существует пять «основных» вкусов:
- Сладкий
- Кислый
- Горький
- Соленый
- Пикантный вкус (умами)
Таким образом, остаётся 10 возможных пар из двух элементов, 10 возможных наборов из трёх элементов и 5 возможных наборов из четырёх элементов.
Мой вопрос заключается в следующем: известно ли, что одни сочетания дают более приятный вкус, чем другие? И если да, то почему? Есть ли этому объективные причины или это зависит от культуры?
Кроме того, существуют ли другие, «второстепенные» вкусы (пикантный, жирный, острый и т. д.), которые особенно хорошо сочетаются с каким-либо из основных вкусов?
Я спрашиваю, потому что мне кажется, что одни сочетания встречаются гораздо чаще других. Кисло-сладкое часто встречается вместе, а горькие и пикантные продукты часто сопровождаются солёными и острыми продуктами, такими как чеснок и лук. В последнее время я всё чаще вижу сочетание «сладкое и острое» (шоколад и чили). Однако довольно редко можно встретить, например, сочетание кислого с пикантным или горьким вкусом, если только в смесь не добавлены другие вкусы (как в «Пяти специях»).
Я думаю, что знание наиболее распространённых/подходящих сочетаний поможет вам лучше подбирать приправы, делать замены и при необходимости импровизировать. Итак, как определить, подходит ли то или иное сочетание для конкретного блюда или нет?
Примечание. Это в некоторой степени связано с сочетаниями вкусов — структурным анализом, но этот вопрос больше о том, как сочетать продукты, что обычно делается путём выбора ингредиентов с базовыми/основными вкусами, в то время как этот вопрос конкретно о том, как сочетать сами вкусы в абстрактном смысле.
Перевод вопроса с Cooking Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://cooking.stackexchange.com/questions/8316/are-some-flavour-pairings-known-to-work-better-than-others-and-if-so-why
На самом деле никто не знает, почему одни вкусы хорошо сочетаются с другими. Существует множество теорий, связанных с общими компонентами, балансом или традициями. Вкус — это сочетание вкусовых ощущений (то, что чувствует ваш язык) и аромата (то, что чувствует ваш обонятельный эпителий в носу). Рецепты, в которых сочетаются два или более вкусов, распространены, но вкусы должны быть хорошо сбалансированы. Если блюдо слишком горькое или солёное, оно может оказаться несъедобным. С ароматом всё немного сложнее.
Аромат возникает благодаря множеству мелких молекул — летучих веществ, содержащихся в продуктах питания. Поскольку более 1000 обонятельных рецепторов помогают нашему мозгу отличать безопасное от опасного, а хорошее от посредственного, разработать хорошую теорию сочетания ароматов было непросто. Франсуа Бензи из Firmenich предположил на одной из конференций по молекулярной гастрономии в Эриче (вероятно, под влиянием Хестона Блюменталя), что если два продукта содержат много летучих веществ, то они должны хорошо сочетаться друг с другом. Эта теория лежит в основе комбинаций, которые вы найдёте на веб-сайте FoodPairing. Эта теория не даёт полной картины.
Люди — всеядные, но неохотные. Пробовать новые продукты когда-то означало быть готовым к неприятным последствиям, и этот урок навсегда запечатлелся в нашем мозге. Нам требуется около двух недель, чтобы привыкнуть к чему-то новому. Избегание риска и постепенное привыкание приводят к тому, что в кухнях мира используется ограниченный набор ингредиентов, часто тех, что растут поблизости. Со временем в рецептуру стали добавлять хорошо зарекомендовавшие себя импортные продукты, но в целом она оставалась настолько стабильной, что Элизабет Розин (замужем за Полом Розином) ввела принцип вкуса, то есть перечень ингредиентов, которые придают блюду характерный вкус.
Чтобы создавать новые вкусовые сочетания, нужно найти баланс между традиционными и необычными ингредиентами. Пытаясь научиться готовить, я понял, что могу приготовить блюдо, которое всем понравится, если сосредоточусь на правильном вкусе и буду использовать свежие ингредиенты (в них много летучих веществ). Чтобы пойти дальше, нужен талант, и если он есть, то мне повезло.