Вопрос

Самый надёжный способ остановить автомат с заклинившей педалью газа

Я думал о недавнем вопросе здесь, а также о том инциденте с Toyota в 2009 году. Я не особо опасаюсь, что это может произойти, так как это крайне маловероятно, но мне нравится мысленно проигрывать сложные ситуации, чтобы быть готовым к ним, если они всё-таки возникнут (в прошлом это несколько раз помогало мне, например, когда в плотном потоке машин лопнула тормозная магистраль).



Итак, представьте себе легковой автомобиль, который выходит из-под контроля. Допустим:




  • В худшем случае: по какой-то причине выключение зажигания не даёт никакого эффекта. Кроме того, при выключении зажигания может выйти из строя гидроусилитель руля и тормозов, а также может сработать блокировка рулевого управления, так что это не вариант А.

  • Всё остальное в автомобиле работает исправно, в частности, с трансмиссией проблем нет.

  • Двигатель может пересилить тормоза (например, из-за потери вакуума в WOT, влияющей на усилитель тормозов / гидроусилитель тормозов).

  • Неважно почему это происходит, просто происходит.

  • Приоритетной задачей является остановка транспортного средства без угрозы для водителя, пассажиров и других людей. Допускается нанесение непоправимого ущерба транспортному средству.



Я считаю, что в механической коробке передач, как в моей машине, если что-то вызовет неконтролируемое ускорение, нужно будет перевести машину на нейтральную передачу и действовать дальше.



Но у меня нет автомата, с которым можно было бы поиграть, и я не очень хорошо в них разбираюсь. Поэтому у меня такие вопросы:




  1. Смогу ли я всегда переключать автоматическую коробку передач в нейтральное положение на любой скорости? Или рычаг может застрять (как в механической коробке передач, когда сложно выжать сцепление).

  2. А как насчёт полностью электроуправляемого автомобиля? Есть ли какие-то правила, согласно которым переключение на нейтральную передачу должно осуществляться прямым механическим/гидравлическим воздействием, или же в них говорится, что запрос на переключение на нейтральную передачу не должен отклоняться, или же возможно, что разумный ЭБУ может, например, отказаться переключать передачу на нейтральную из-за какого-то условия, которое может возникнуть из-за заклинившей дроссельной заслонки?



И ещё один вопрос: есть ли способ получше? Я просто застрял на нейтральной мысли.



Это не вопрос о том, почему такое могло произойти или насколько это маловероятно (очень маловероятно). Это вопрос о том, как подготовиться к действительно странной ситуации и как безопасно из неё выйти.



Я мог бы ответить на этот вопрос самостоятельно, если бы у меня была ещё одна машина, но, к сожалению, её нет.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/33641/most-reliable-way-to-stop-an-automatic-with-a-stuck-throttle

25 Комментариев

  1. Установите на двигатель дроссельную заслонку гильотинного типа в дополнение к основной дроссельной заслонке. Это устройство безопасности, которое используется в высокопроизводительных автомобилях, обычно с дизельными двигателями. Дроссельная заслонка обычно полностью открыта, но при механическом воздействии она мгновенно закрывается. Вот отличное видео.



    https://www.youtube.com/watch?v=OgP3r1CMv6M


  1. Да, вы можете перевести коробку передач в нейтральное положение на любой скорости. Нейтральное положение — это функция безопасности, позволяющая отсоединить двигатель от колёс. Это похоже на выжим сцепления в автомобилях с механической коробкой передач.



    В современном двигателе с компьютерным управлением превышение оборотов невозможно даже при заклинившей дроссельной заслонке.



    При выключении зажигания может сработать блокировка рулевого управления (если только вы не повернёте ключ точно в то положение, при котором блокировка рулевого управления не срабатывает) и отключится гидроусилитель руля. Кроме того, если вы выключите зажигание и прокачаете тормоза, вакуум в усилителе будет потерян (хотя при полностью открытой дроссельной заслонке прокачка тормозов всё равно приведёт к потере вакуума).



    Исходя из этого, я бы переключил передачу на нейтральную, затормозил, не нажимая на педаль, а затем выключил зажигание после того, как машина остановится.


  1. Технологии развиваются, и любой приличный автомобиль должен уметь останавливать ревущий двигатель с помощью педали тормоза. Однако, если это не помогает, нужно выключить зажигание и оставить двигатель работать, чтобы прокачать усилитель тормозов и гидроусилитель руля (если он гидравлический). Если двигатель не останавливается, переведите его в нейтральное положение, остановите машину, выйдите из неё, откройте капот и положите ладонь на впускной коллектор (заглушите двигатель) или, если у вас есть под рукой какой-нибудь коврик, быстрее будет перекрыть выхлопную трубу.


  1. Я бы подумал, что вам нужно дать двигателю максимально возможную нагрузку, возможно, на самой высокой передаче, на которую вы можете переключиться, съехать на обочину и заглушить двигатель. В реальной жизни, в пробке, я бы не стал выключать зажигание, опасаясь заблокировать руль.



    Итак, я бы, наверное, сказал:




    1. Резко нажмите на тормоза (можно добавить стояночный тормоз).

    2. Переключитесь с передачи на повышенную (заставьте двигатель работать на полную мощность, чтобы разогнаться, не переключайтесь на пониженную передачу).

    3. Держитесь края дороги.

    4. После безопасного съезда с дороги выключите зажигание.

    5. Переведите коробку передач в нейтральное положение или в режим парковки.

    6. Если двигатель не глохнет, вытащите предохранитель топливного насоса, направьте струю огнетушителя в воздухозаборник, заблокируйте воздухозаборник или отсоедините первичный провод распределителя — сделайте всё, что кажется вам быстрым способом заставить двигатель заглохнуть. Это одна из тех вещей, которые стоит проверить и обдумать заранее.



    Просто любопытно: может ли двигатель современного легкового автомобиля пересилить тормоза? Я вижу одно из правил проектирования в следующем: «тормозная система должна быть способна остановить автомобиль, даже если двигатель заглохнет».



    Насколько опасен двигатель, вышедший из строя? Не лучше ли просто отойти на безопасное расстояние от машины, чем пытаться героически остановить двигатель, если замок зажигания не работает?


  1. Помимо потенциальной потери вакуума для усилителя тормозов, вы также можете перегреть тормоза, что снизит их эффективность. Эти два фактора в сочетании с паникой могут привести к человеческой ошибке: вы решите, что тормоза полностью вышли из строя, хотя на самом деле они, скорее всего, справятся со своей задачей, если вы просто нажмёте на педаль изо всех сил.
  1. Даже в случае с Toyota было документально подтверждено, что водителю нужно было лишь перевести рычаг в нейтральное положение, и автомобиль переставал ускоряться.



    Ситуация, которую вы описываете, является довольно экстремальной и гипотетической. Она напоминает мне о том, к чему готовят пилотов («Что произойдёт, если ползунок регулировки топливного бака соскользнёт у вас в руке, когда вы будете переключать баки? Знаете ли вы, где можно приземлиться?»).



    Я бы составил список, как и предложил Аллан. Начните с реалистичных сценариев. В 99,999 % случаев я бы ожидал, что вы сможете либо перевести машину в нейтральное положение, либо выключить зажигание. Это был бы довольно впечатляющий сбой, который привёл бы к одновременной поломке обоих элементов. Даже в автомобилях с электронным управлением это критически важный для безопасности элемент, поэтому в него встроена избыточность. Я бы также использовал тормоз, чтобы замедлиться. Если он не работает, я бы попробовал задействовать аварийный тормоз.



    Итак, теперь у нас особый случай. У нас неуправляемый двигатель, заклинившая коробка передач, не работают тормоза, не работает электротормоз, а зажигание не останавливает машину.




    «Что делать, если вы оказались в расщелине под гигантским валуном, который не можете сдвинуть, и надежды на спасение нет. Подумайте, как вам повезло, что жизнь до сих пор была к вам благосклонна. Или, если жизнь до сих пор не была к вам благосклонна, что, учитывая ваши нынешние обстоятельства, кажется более вероятным, подумайте, как вам повезло, что это не будет беспокоить вас слишком долго». — Дуглас Адамс, «Автостопом по галактике»




    В этот момент вам нужно переключить внимание. Забудьте обо всех своих планах. Не думайте о том, что, по вашему мнению, должно произойти в этой ситуации. Вместо этого сосредоточьтесь на том, что у вас есть. Шины на месте? Руль по-прежнему управляет ими? Что происходит снаружи? Есть ли гравийная обочина, по которой можно съехать, чтобы замедлиться, или это отвесная скала? Есть ли поблизости пандус для съехавших с дороги грузовиков? Можете ли вы совершить контролируемое столкновение с ближайшим автомобилем, чтобы избежать неконтролируемого столкновения с другим автомобилем, которое может привести к более серьёзным последствиям? Думайте нестандартно. К этому сложно подготовиться, потому что если одновременно выйдет из строя так много систем, то очень велика вероятность, что выйдет из строя и множество других систем.



    Наиболее близкий к реальному ответ, который вы можете получить, связан с обслуживанием дизельных грузовиков. Это всего лишь слухи, но они кажутся правдоподобными. Дизельный двигатель может выйти из-под контроля, если вы не остановите подачу топлива. В таком случае механик держит под рукой телефонную книгу. Вы просто бросаете телефонную книгу на воздухозаборник и позволяете двигателю всасывать страницу за страницей, пока он не начнёт испытывать нехватку воздуха и не перестанет выходить из-под контроля. Идея заключалась в том, что страницы телефонной книги были достаточно тонкими и не могли повредить двигатель. Опять же, это всего лишь слухи, так что не стоит останавливать свой грузовик с помощью телефонной книги, но это показывает, насколько нестандартным может быть мышление, когда двигатель выходит из строя.


  1. Вот мои пять копеек. Это случилось со мной на прошлой неделе, так что я ещё не забыл об этом.




    • не паникуй


    • переведите рычаг в нейтральное положение, чтобы разъединить соединение между двигателем и коробкой передач


    • выключите зажигание.


    • Отведите машину на обочину.



  1. В этих авариях тормоза не сработали, потому что в World of Tanks нет вакуума (точнее, он очень слабый), поэтому вакуумная система усиления тормозов перестаёт работать.
  1. Интересно, почему торможение не помогло в тех случаях, когда происходили подобные аварии. Мне трудно поверить, что водитель так запаниковал, что даже не нажал на тормоз. Я думаю, что торможение было бы рефлекторной реакцией. Это странно.
  1. Самый безопасный вариант для автомобиля — выключить зажигание, заглушить двигатель, а затем снова повернуть ключ в положение «включено», не запуская двигатель, чтобы предотвратить блокировку рулевого управления.



    Поскольку вы исключили этот вариант, переключение на нейтральную передачу предотвратит неконтролируемое ускорение, и вы можете надеяться, что ограничитель оборотов предотвратит повреждение двигателя. Это работает на автоматической коробке передач, вам даже не нужна «кнопка» в верхней части рычага переключения передач, вы всегда можете перевести рычаг из положения «движение» в нейтральное положение (я постоянно так делаю, когда подъезжаю к остановке или светофору).



    Если вы хотите сойти с ума и если к вашему блоку предохранителей можно получить доступ из салона во время движения (это не относится к тем автомобилям, у которых для доступа к блоку предохранителей нужно открыть водительскую или пассажирскую дверь), научитесь вытаскивать предохранитель топливного насоса на ощупь. Это работает только на тех автомобилях, у которых предохранитель находится в блоке предохранителей в салоне, а не под капотом. Если вытащить предохранитель топливного насоса, двигатель перестанет получать топливо и через несколько секунд безопасно выключится.


  1. @SteveRacer Те несколько аварий, которые произошли, действительно произошли, и, вероятно, не просто так. Либо водитель запаниковал, либо был неосторожен, либо тормоза не помогли, либо попытки заглушить двигатель не увенчались успехом. Я не знаю, я не был с ними в машине. Но я могу сам во всём разобраться. Таким образом, гипотетические ситуации, когда не работает зажигание или не помогают тормоза, важны. Без их рассмотрения как вы можете быть уверены, что не совершите ту же ошибку, что и водители в предыдущих авариях? В этом и заключается смысл размышлений на эту тему.
  1. Тормоза должны быть рассчитаны на мощность, как минимум в два раза превышающую мощность двигателя. В противном случае при увеличении мощности двигателя потребуется модернизация тормозной системы
  1. В автомобилях, скорее всего, будет происходить возгорание жидкости (класс B). Вам понадобится подходящий огнетушитель — порошковый или углекислотный.
  1. «Выпустить содержимое огнетушителя в воздухозаборник» — звучит так, будто вы рискуете получить гидроудар (который может привести к необратимому повреждению двигателя, даже если вы не превысили обороты).
  1. «Двигатель определённо мог пересилить тормоза. » — ну, может, и не на пятой передаче, но точно на третьей, что и происходило в обоих случаях.
  1. Ой! Забыл про блокировку руля. Я отредактирую свой ответ.
  1. И да, больше всего меня беспокоит то, что при выключении двигателя пропадёт гидроусилитель руля и тормозов, а также есть риск, что заблокируется руль.
  1. «Самый безопасный вариант для автомобиля — выключить зажигание, чтобы защитить двигатель». Возможно, для автомобиля, но не для вас и не для окружающих вас людей. Ни в коем случае не делайте этого. Не могу не подчеркнуть это ещё раз.
  1. @Lightness Да, я тоже. Я несколько раз нажимал на галочку, но пока оставлю вопрос открытым. Кроме того, если сообщество захочет закрыть этот вопрос, я с уважением отнесусь к этому решению. Я бы не согласился, но могу понять, почему он кажется спорным.
  1. Я бы хотел увидеть другой ответ на этот вопрос. Существующие ответы не затрагивают сути вопроса.
  1. @HandyHowie: после выполнения этого маневра вам предстоит много работы по обслуживанию :)
  1. У меня такое случалось пару раз на старой машине с механической коробкой передач и карбюратором старого образца (без электронного управления двигателем). Причиной было обледенение карбюратора во время прогрева двигателя и примерзание дроссельной заслонки в открытом положении. Двигатель мог определённо пересилить тормоза. При выключении зажигания блокировалось рулевое управление, что не очень разумно при движении в потоке машин. Я решил вывести машину из режима движения, что привело к остановке двигателя при превышении оборотов. Затем я подождал, пока лёд в карбюраторе растает и педаль газа снова начнёт работать, и продолжил движение!
  1. «Просто интересно: может ли двигатель современного легкового автомобиля пересилить тормоза?» .... Вот и ответ. Это не форум для надуманных гипотез. Почему вы не можете выключить зажигание? Как двигатель может пересилить тормоза? К какому параноидальному сценарию мы готовимся?? Честно говоря, я за безопасность, но я не буду выдергивать предохранители или перенастраивать ЭБУ на ходу. Я выжимаю все живые соки из своих тормозов, как будто от этого зависит моя жизнь, потому что так оно и есть. Это не Bugati Veyron. Если ваши тормоза работают, они будут работать.
  1. На каждом автомобиле, которым я владел, в замке зажигания между включением и БЛОКИРОВКОЙ есть место, называемое РАЗБЛОКИРОВКОЙ, где двигатель выключен, но рулевое колесо разблокировано. Тем не менее, я мог видеть, что кто-то пропустил это положение разблокировки в панической ситуации. В усилителе должно быть достаточно вакуума для 1-3 хороших нажатий при выключенном двигателе. Усилитель рулевого управления не будет иметь большого значения выше 10 миль в час.
  1. Я голосую за то, чтобы закрыть этот вопрос как не относящийся к теме, поскольку он не связан с обслуживанием автомобилей.
Вы уже ответили на этот вопрос