Вопрос

Как устранить неожиданное заносное движение на Toyota Camry 1995 года выпуска

Моя Camry LE 1995 года (4-цилиндровый двигатель) дважды заносилась. К счастью, в обоих случаях я не пострадал, а машина не получила повреждений. Первый раз это произошло на шоссе, когда я нажал на тормоз на скорости 80 км/ч. Я подумал, что на такой скорости это ожидаемо. Машину развернуло на 180 градусов, и она остановилась на полосе для служебных машин, развернувшись в противоположную сторону.



Недавно я ехал со скоростью 48 км/ч по съезду с автострады, когда шёл дождь. Я ещё больше снизил скорость, чтобы повернуть направо. Машину снова занесло, она развернулась почти на 180 градусов и, к счастью, застряла в грязи неподалёку.



У меня довольно новые шины, протектор в порядке. Не знаю, что ещё проверить. В остальном машина в порядке. Есть какие-нибудь предложения?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/559/how-to-solve-unexpected-skidding-in-1995-toyota-camry

16 Комментариев

  1. Если вы едете совершенно прямо и нажимаете на тормоза до полной блокировки, автомобиль не должен сильно поворачивать. Если он все же поворачивает, то верно одно из трех утверждений:




    1. Тормоза не обеспечивают одинаковое тормозное усилие на левом и правом колесах

    2. Выравнивание выполнено очень плохо

    3. Тяга слева и справа отличается.



    В первом случае у вас может быть заклинивший суппорт или неравномерно изношенные колодки, что мне кажется наиболее вероятным. Во втором случае вы, вероятно, заметите, что автомобиль не едет прямо, а тянет в сторону, и/или заметите неравномерный износ шин. Третий случай может произойти, если ваши шины накачаны неравномерно или вы заменили одну шину на более старую или более новую, так что резина стала значительно более или менее изношенной или на несколько лет моложе или старше. Кроме того, 3-я проблема может возникнуть из-за неравномерного износа шин, вызванного тем, что 2-я проблема не решалась в течение длительного времени. Это также может произойти, если у вас неисправен один амортизатор или сломана пружина, из-за чего вес автомобиля неравномерно распределяется (слева направо) из стороны в сторону.



    Однако без системы ABS, если вы затормозите с такой силой, что заблокируются все 4 колеса, а автомобиль НЕ движется по прямой, вы вполне можете столкнуться с заносом по двум причинам.




    1. Если автомобиль поворачивал или перестраивался, когда вы нажимали на тормоз, он естественным образом вращался (из-за вашего манёвра), и это вращение продолжится, как только все колёса начнут скользить. Кроме того, из-за перераспределения веса при манёвре давление на разные шины будет неравномерным, и те, на которые приходится наименьшее давление, начнут скользить раньше... если это задние шины или шины с одной стороны, вас заносит.

    2. Если вы входили в поворот (как во втором случае), автомобиль должен был заблокировать передний тормоз раньше, чем задний, и сначала занесло бы переднюю часть, но если вы нажмёте на тормоз достаточно сильно и быстро или при плохом сцеплении с дорогой, они могут заблокироваться одновременно, и в этом случае автомобиль сразу же вернётся на прямую, двигаясь немного боком, а если один из его концов наткнётся на дефект дорожного покрытия или бордюр, это может привести к заносу. Это более вероятно, если вы по какой-то причине установили агрессивные колодки, ориентированные на производительность, так как в этом случае будет легче заблокировать колёса.


  1. Все серийные легковые автомобили (за исключением спортивных машин, таких как Lotus Elise или Honda S2000) спроектированы с большим запасом недостаточной поворачиваемости. Это означает, что случайно вызвать избыточную поворачиваемость, даже в экстренной ситуации, будет очень сложно, если только вы не сделаете это, резко нажав на педаль газа и сильно повернув руль, чтобы создать эффект маятника и разгрузить заднюю часть за счёт перераспределения веса, или если вы не задействуете стояночный тормоз, чтобы намеренно заблокировать задние колёса и руль.



    Я бы заподозрил неправильную регулировку, а именно значительное отклонение от нормы в задней части.


  1. Краткое примечание: Lotus Elise также известны тем, что с завода имеют недостаточную поворачиваемость. Большинство владельцев-энтузиастов устраняют эту проблему с помощью регулировки развала-схождения.
  1. Из-за дождя дорога стала ещё более скользкой. Мне следовало быть осторожнее за рулём старой машины (без ABS). Занос на скорости ~56 км/ч — это унизительно!
  1. Оба раза он вращался в одном и том же направлении?
  1. Недавний инцидент не повод для паники. Шел дождь, и на некоторых участках дорога была скользкой. Но некоторые машины передо мной все равно проехали по ним!! Я провел тест с монеткой на шинах, и оказалось, что больше 3/4 «головы» Lincoln не видно.
  1. Я согласен с другими рекомендациями по технике вождения. Если вы прикладываете к педали тормоза большее усилие, чем могут выдержать шины, они блокируются и автомобиль заносит. Попытка одновременно поворачивать и тормозить распределяет имеющееся сцепление с дорогой между конкурирующими действиями, что повышает вероятность заноса.



    Что касается механических изменений, которые вы можете внести: шины с подходящим протектором имеют решающее значение (см. мой комментарий к вашему исходному вопросу). Самый эффективный способ улучшить сцепление автомобиля с дорогой — купить более качественные шины. Всесезонные шины для «спортивной» или «гранд-туризмической» езды должны обеспечивать лучшее сцепление с дорогой, чем обычные шины для «легковых автомобилей». Tire Rack публикует множество технических статей и является хорошим источником информации.



    Тем не менее даже обычная шина должна обеспечивать достаточное сцепление с дорогой при умеренном торможении на скорости 48 км/ч в дождь. Если вы действительно тормозили с умеренной силой, не пытались одновременно тормозить и поворачивать и у вас всесезонные шины с достаточным протектором, то, возможно, с вашим автомобилем что-то не так с технической точки зрения. В этом автомобиле может использоваться пропорциональный клапан, который распределяет тормозное усилие между передними и задними колесами. Неисправный клапан может перенаправлять слишком большую часть тормозного усилия на задние колеса, что приводит к их блокировке и заносу автомобиля.


  1. В экстренной ситуации, если у вас нет ABS (антиблокировочной системы тормозов), вы можете использовать метод прокачки тормозов (имитация работы ABS, хотя и с гораздо меньшей скоростью), как это делается зимой. Вместо того чтобы резко нажимать на педаль тормоза и удерживать её, нужно нажимать и отпускать её как можно быстрее. Если у вас есть ABS, то вам не следует использовать этот метод — вместо этого нужно постоянно нажимать на педаль.



    Я понимаю, что в экстренной ситуации вам будет сложно не забыть нажать на педаль тормоза, но это поможет вам не потерять контроль над автомобилем и не вылететь с трассы или не потерять управление.



    Тем не менее мне немного любопытно, как вы могли занести на скорости 48 км/ч. Если только вы намеренно и резко не повернули руль, то я склонен полагать, что ваши шины в плохом состоянии или на дороге или на шинах было что-то ещё, кроме дождевой воды.



    Если ваши шины изнашиваются, старайтесь не ездить слишком быстро в данных условиях. По возможности снижайте скорость раньше!


  1. Не могли бы вы уточнить, какой остаток протектора у шин? Я знаю, вы сказали, что они «довольно новые», но не могли бы вы уточнить?
  1. Были ли это панические остановки? То есть вы нажимали на педаль тормоза изо всех сил? Вы одновременно поворачивали руль или он был направлен прямо?
  1. В CAMRY LE (4CYL) 1995 года не было системы ABS.
  1. Оснащён ли автомобиль антиблокировочной системой (ABS)?
  1. То, что вы описываете, звучит необычно. В идеальной ситуации, когда вы тормозите, даже если шины блокируются, вы продолжаете двигаться в том же направлении, если только на автомобиль не действует какая-то внешняя сила.



    Чтобы развернуть автомобиль на 180 градусов, требуется механическая неисправность или воздействие внешней силы.



    Начните с шин: одинаковы ли они на всех четырёх углах и правильно ли они накачаны? Разные шины могут обладать разными свойствами, а использование неподходящих шин может привести к непредсказуемому поведению автомобиля. Шины с разным уровнем давления также могут вести себя по-разному.



    Затем проверьте тормоза: вы уверены, что все 4 колеса работают? Вы не упомянули, где живёте, но если недавно выпал снег, выйдите на парковку или другое пустое, изолированное место и резко затормозите на скорости около 32 км/ч. Без системы ABS вы должны быть в состоянии заблокировать все 4 колеса. Осмотрите следы заноса и проверьте, все ли 4 колеса заблокировались. Если у вас дисковые тормоза, вы также можете проверить, насколько гладка их поверхность. Ржавый диск — признак того, что тормоз не работает.



    Наконец, проверьте подвеску: подпрыгните на каждом углу автомобиля и прислушайтесь, нет ли каких-либо посторонних звуков, а также убедитесь, что амортизаторы работают правильно (должен быть один отскок, после которого движение должно прекратиться). Поломка подвески может привести к заносу — я убедился в этом на собственном горьком опыте :)



    Если у вас есть хоть какие-то сомнения, обратитесь к механику и проведите диагностику.



    Если механических проблем нет, значит, проблема в вас: вы делаете что-то, что выводит автомобиль из строя. Вы можете попытаться воспроизвести ситуацию в безопасных условиях, чтобы увидеть (и понять), что вызывает проблему, и избежать её повторения.



    Вы дважды были на волосок от аварии, и, продолжая ездить, не разобравшись в проблеме и не устранив её, вы подвергаете риску себя и других.


  1. «Обычное замедление» при повороте могло быть слишком быстрым в условиях дождя. Если в это время на дороге было много воды, возможно, протектор слишком изношен и вам нужны новые шины. Проверьте их с помощью монеты: tirerack.com/tires/tiretech/techpage.jsp?techid=51 Возможно также, что ваша тормозная система слишком сильно тормозит передние колеса, но это маловероятно. Если у вас «летние» или «высокопроизводительные» шины, то в дождь они с большей вероятностью будут аквапланировать, но на сухой дороге будут вести себя лучше. Регулярная практика управления автомобилем в экстренных ситуациях полезна.
  1. На мой взгляд, вам нужно попрактиковаться в безопасном месте, желательно под руководством опытного специалиста, в торможении. Вы можете пройти курсы по безопасности вождения, на которых вас научат тормозить на пределе сцепления с дорогой, но не превышая его, а также расскажут о динамике автомобиля, например о переносе веса и предотвращении заноса.



    В частности, вам нужно усвоить, что более сильное нажатие на педаль тормоза не обязательно приведёт к более быстрой остановке и что на повороте нельзя тормозить так же сильно, как на прямой. Существует предел силы, которую может выдержать шина, прежде чем она сорвётся в занос. Это называется пределом сцепления. Он варьируется в зависимости от погоды, температуры, степени износа шин и даже от шины к шине на одном и том же автомобиле.



    Как только шина начинает буксовать, сила, которую можно приложить, резко снижается. Поэтому, когда тормоза «блокируются», вы останавливаетесь медленнее, чем если бы шины не буксовали. При повороте также используется часть этой силы, поэтому, если вы поворачиваете, часть этой силы расходуется на поворот, и вы не можете тормозить так сильно.



    Эти занятия и практические сессии помогут сделать всё это «естественным», то есть таким, что вы делаете автоматически.



    Есть и технологическое решение этой проблемы: купите автомобиль с системой ABS и стабилизатором поперечной устойчивости, и он сделает всё возможное, чтобы вы не совершили ошибку. Однако это не волшебство, и система не спасёт вас, если вы будете слишком близко следовать за другими автомобилями или ехать слишком быстро, не учитывая условия и скорость вашей реакции. Она не заставит вас остановиться быстрее, чем это может сделать автомобиль в данных условиях.


  1. Во втором случае, о котором я упомянул, я вообще не нажимал на тормоз. Это обычное замедление, так как мне нужно повернуть налево, а передо мной едут машины. Я езжу на этой машине уже более 10 лет, а на этой — более 2 лет. Да, шёл дождь, и дорога была скользкой. Меня беспокоит, как технически сделать машину более безопасной (чтобы она не скользила) без больших затрат. Можете ли вы порекомендовать шины (с более широким основанием), которые подходят для этой конкретной модели? Основная идея о безопасном вождении принята и оценена по достоинству.
Вы уже ответили на этот вопрос