Независимые ритейлеры Великобритании требуют £1 млрд у Amazon 🛒💰
Независимые магазины Великобритании объединились, чтобы подать крупнейший в истории коллективный иск к Amazon на сумму £1 млрд, утверждая, что компания якобы вытесняет их с онлайн-платформы.
Иск подали около 35 000 продавцов во главе с Британской ассоциацией независимых ритейлеров (Bira). Они утверждают, что с октября 2015 года и по настоящее время Amazon использовала конфиденциальные данные продавцов для запуска собственных конкурирующих продуктов. Кроме того, в иске говорится, что компания манипулировала доступом к «buy box» — разделу, где совершается большинство продаж на платформе, — чтобы перенаправлять покупателей с независимых магазинов на свои товары.
Bira заявила, что Amazon взимает с продавцов «неподлежащую обсуждению комиссию в 30% за каждый проданный товар» и что, «используя их данные для создания конкурирующих продуктов по более низкой цене, Amazon фактически выталкивает многих независимых ритейлеров Великобритании с рынка». Ассоциация подчеркнула, что такие действия увеличивают прибыль компании, но наносят ущерб розничной торговле, особенно небольшим магазинам в сложных экономических условиях.
Bira готовит более 1 150 страниц документов для подачи в Апелляционный трибунал по конкуренции (CAT) в Лондоне, подробно излагающих претензии к Amazon. Генеральный директор Bira Эндрю Гудакер отметил:
«Почему независимым магазинам выгодно работать с Amazon, если это так вредит их бизнесу? На самом деле, поведение потребителей сильно изменилось, и для малых бизнесов Amazon остаётся главной площадкой для онлайн-продаж. Для небольших ритейлеров с ограниченными ресурсами Amazon — это точка входа в онлайн-торговлю».
В ответ представитель Amazon заявил:
«Мы ещё не видели этот иск, но, судя по имеющимся сообщениям, считаем его необоснованным. Более 100 000 малых и средних предприятий в Великобритании продают свои товары через Amazon, более половины всех физических продаж на нашем британском сайте приходится на независимых продавцов. Мы добиваемся успеха только тогда, когда успешны бизнесы, с которыми мы работаем».
В 2022 году Комиссия по конкуренции и рынкам Великобритании (CMA) начала расследование по поводу возможного предоставления преимуществ собственным брендам Amazon и компаниям, использующим её логистику, перед сторонними продавцами. Расследование в Великобритании и аналогичное расследование Еврокомиссии стали ответом на многочисленные сообщения о том, что Amazon использует данные независимых продавцов для копирования товаров.
В ноябре прошлого года расследование было закрыто после того, как Amazon согласилась дать независимым продавцам равные шансы на попадание их товаров в «buy box». Также компания обязалась не использовать данные сторонних продавцов для получения конкурентного преимущества и разрешить им напрямую договариваться о доставке с независимыми поставщиками. Ранее, в декабре 2022 года, Amazon приняла аналогичные обязательства в ответ на расследование ЕС.