Почему беспилотные автомобили в Сан-Франциско не получают штрафы за нарушения ПДД? 🚘🤔
В Сан-Франциско действуют необычные правила: беспилотные автомобили не получают штрафы за нарушения дорожного движения, если в салоне нет человека-водителя. Об этом сообщили в местной полиции (SFPD), подчеркнув, что законодательство Калифорнии пока не поспевает за развитием технологий.
Что говорят правила? 📜
Сотрудники полиции могут остановить автономный автомобиль (AV) за нарушение, но выписать штраф возможно только в том случае, если внутри находится «страхующий водитель». С июня 2022 года беспилотникам разрешено ездить без операторов внутри города.
Если машина стоит без водителя и нарушает правила парковки или имеет проблемы с регистрацией, штраф выписать можно. Но за превышение скорости, проезд на красный свет, неправильный поворот или движение по встречной полосе наказания пока не предусмотрено.
«На данный момент штраф за нарушение ПДД не может быть выписан, если автомобиль движется в полностью автономном режиме», — заявили в SFPD.
Почему так? 🛑
Полиция не уточнила причин, однако эксперты считают, что дело в отставании законодательства. В других штатах — например, в Техасе и Аризоне — законы были обновлены.
- В Аризоне ещё в 2018 году установили, что штраф за нарушение получает владелец автомобиля, даже если в нём никого нет.
- В Техасе в 2017 году закрепили: оператором в случае нарушения считается собственник автоматизированной системы вождения.
В Калифорнии подобных поправок пока нет, хотя именно здесь сосредоточено большинство роботакси.
Масштабы 🚦
По состоянию на август прошлого года в Сан-Франциско работало более 500 беспилотников компаний Waymo и Cruise. Для сравнения, в Остине (Техас) таких машин было всего около 125.
«Это серьёзная проблема, ведь Калифорния — крупнейший рынок роботакси. Вопрос не только в штрафах, но и в том, как в целом будут регулироваться беспилотные автомобили», — отметила профессор права Кассандра Бёрк Робертсон.
Закон и реальность ⚖️
В департаменте автотранспорта Калифорнии признали: автомобили должны соблюдать все положения дорожного кодекса. Однако в законах нет чётких правил, как именно полицейские должны штрафовать беспилотники и какие санкции применяются при нарушениях.
«Технология автономного вождения продолжает развиваться, и мы готовы совершенствовать регуляторные механизмы», — заявили в ведомстве.
Проблемы на дорогах 🚑
В 2022 году роботакси появились в Сан-Франциско в ограниченном режиме, а уже в 2023-м получили разрешение на расширение работы. Это решение вызвало споры: жители жаловались на то, что автомобили мешают экстренным службам.
Особенно громким стал случай с компанией Cruise, когда один из её автомобилей попал в аварию и серьёзно травмировал пешехода. После этого фирма временно остановила полностью беспилотные поездки в городе.
Эксперты считают, что компании вынуждены пересматривать стратегию и действовать осторожнее. «В 2023 году Cruise попыталась слишком быстро расширить парк, и тогда начались проблемы. В 2024-м они делают шаг назад и стараются работать в тесном контакте с местными властями», — говорит Робертсон.
Пока одни штаты находят способы адаптировать законы к новым технологиям, Калифорния сталкивается с правовым вакуумом. И вопрос, как штрафовать беспилотные автомобили за нарушения ПДД, остаётся открытым. 🚦🤷