Динамометрический ключ или гайковёрт для больших болтов
Для очень больших болтов (например, гаек полуосей) я часто вижу, как механики просто используют ударный гайковёрт. Обычно они дают болту «постучать» некоторое время, а затем считают, что болт затянут. Распространена ли такая практика в других мастерских/местах и считается ли она приемлемой? Я на 100 % уверен, что для небольших болтов или таких деталей, как болты с головкой под ключ, легкосплавные диски и другие хрупкие элементы, вам понадобится динамометрический ключ, а попытки сэкономить приведут к катастрофе. Но в случае с действительно массивными болтами я склонен считать, что упомянутая практика допустима (в определённых пределах).
Почему я задаю этот вопрос:
Для гайки оси на моей Astra H требуется момент затяжки 250 Н·м, а у моего более крупного динамометрического ключа диапазон составляет до 200 Н·м, поэтому я не могу использовать его для этой работы. Я не хочу покупать ключ, который развивает момент чуть больше 250 Н·м, потому что тогда мне пришлось бы покупать два ключа с практически одинаковым диапазоном. Дорогостоящей альтернативой был бы ключ на 3/4 дюйма, который позволил бы мне быть готовым к будущим задачам, но это кажется излишним, в том числе с финансовой точки зрения.
Мне не очень хочется тратить много денег на инструменты только ради гайки оси, к тому же я не думаю, что буду часто её использовать. Ось имеет мелкую резьбу M22, гайка самоконтрящаяся, подшипник встроен в ось и уже предварительно нагружен. Стоит ли мне купить динамометрический ключ или просто ударить по гайке ударным гайковёртом?
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/35249/torque-wrench-or-impact-gun-on-large-bolts
Я работал с гайками крепления конических роликовых подшипников, где требуемый крутящий момент был намного ниже, чем мог бы обеспечить пневматический гайковёрт (распространённое в Великобритании название ударного гайковёрта с пневматическим приводом)... при использовании пневматического или электрического гайковёрта крутящий момент возрастал до такой степени, что можно было повредить ролики. Крутящий момент при затягивании гаек может быть довольно низким, поэтому используются стопорные гайки или гайки с насечками и штифтами, которые не дают им проворачиваться во время эксплуатации. Таким образом, использование инструмента с высоким крутящим моментом для затяжки таких гаек или болтов с произвольным высоким крутящим моментом — это прямой путь к поломкам в будущем. Конечно, не механику придётся платить за замену подшипника через несколько сотен километров...
Меня лично раздражают шиномонтажные мастерские, где с помощью пневматических гайковёртов затягивают колёсные болты (барашковые гайки...) с невероятно высоким крутящим моментом... Добавьте немного коррозии, и в итоге вы получите болты, которые невозможно открутить обычными инструментами, если у вас спустит колесо.