Как повторно затянуть частично ослабленный распределительный вал?
Когда я менял ремень ГРМ на своём 17-летнем грузовике с пробегом 57 000 км (DOHC), мне было очень сложно снять передние сальники с впускных распределительных валов.1 В конце концов я понял, что, поскольку мне всё равно нужно было заменить протекающие прокладки клапанной крышки, я мог бы просто ослабить передние крышки подшипников на впускных распределительных валах, чтобы снять компрессию, которая плотно удерживала сальники на месте. (Эта идея, по-видимому, была поддержана руководством по техническому обслуживанию (FSM), в котором говорится только об установке или снятии этих сальников при снятии/установке распределительных валов.)
Всё сработало, как и ожидалось, но теперь передо мной стоит дилемма: как правильно затянуть эти болты?
Сначала я сказал себе: «Согласно FSM, эта крышка подшипника, которую ты ослабил, была последней в последовательности затяжки для этого вала. Ты просто отмотал последовательность на один шаг назад, так что можешь просто затянуть то, что ослабил, и на этом закончить».
Но я могу привести ещё один аргумент: на этих распределительных валах сейчас 57 000 единиц износа, которых не было, когда рабочий на заводе затягивал их. Это значит, что за прошедшие 17 лет могли возникнуть напряжения, и, ослабив только один из них, я позволил этим напряжениям перераспределиться. Если я просто затяну то, что ослабил, я зафиксирую эти перераспределённые напряжения там, где они есть сейчас, и, возможно, это приведёт к заклиниванию подшипника.
(Эти хорошо смазанные болты крышки подшипника затянуты немного сильнее, чем на 12 футо-фунтов, как указано в FSM. Полагаю, это может быть связано с приработкой, но также может быть следствием напряжения, возникающего при боковом натяжении болтов.)
Поразмыслив над этим, я забеспокоился ещё больше: в этом двигателе есть по два отдельных распределительных вала для каждого ряда цилиндров: один для впуска, другой для выпуска. Они синхронизируются с помощью шестерён, которые входят в зацепление. И, согласно FSM, последним затягивается выпускной распределительный вал, а не впускной. Таким образом, можно утверждать, что я ослабил не последнюю крышку подшипника в последовательности, а ту, что находится в середине. В зависимости от того, могут ли нагрузки передаваться с впускного распределительного вала на выпускной, я полагаю, что правильным решением будет ослабить все крышки подшипников на всех распределительных валах — впускном и выпускном — и затянуть их в порядке, указанном в спецификации.
Как мне следует поступить?
1 Оригинальные сальники выглядели нормально, и вы могли бы легко возразить, что мне не стоило их трогать после всего лишь 57 000 миль пробега. Мой контраргумент самому себе был таким: (1) старым сальника было 17 лет, и чтобы добраться до них, нужно было приложить немало усилий, и (2) никто не станет приводить аргумент «не чини то, что не сломано» в отношении водяного насоса, который обычно меняют вместе с ремнём ГРМ. Но, честно говоря, я вообще задумался о замене уплотнений только потому, что новые шли в комплекте с ремнём ГРМ от производителя.
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/37460/how-to-re-torque-a-partially-loosened-overhead-camshaft
правка: извините, я подумал, что вы сняли кулачок. Не имеет значения, в каком порядке затягивать болты крышки подшипника. Порядок нужен для того, чтобы кулачок и крышки подшипников не двигались неравномерно. Если болты уже частично затянуты, то можно повторно затянуть их в любом порядке. Но я оставлю свой комментарий, потому что вы можете повредить подшипники, если ослабите слишком много крышек подшипников, не соблюдая правильный порядок.
Вы должны установить крышки подшипников в правильном порядке. Они должны быть пронумерованы. По-моему, стрелки на них указывают на сторону ремня ГРМ. При установке распределительного вала его нужно выровнять. Для этого нужно равномерно опустить клапаны на двух цилиндрах, между которыми находится третий цилиндр. Затем нужно затянуть болты крышки подшипника, которая находится между ними, по очереди на 1/4 оборота каждый из двух болтов, пока они не будут затянуты до конца. Это позволяет удерживать распределительный вал в горизонтальном положении, когда он опускается. Затем установите все остальные крышки подшипников. Не затягивайте только одну сторону крышки подшипника, если она находится под нагрузкой от клапанной пружины! Затяните все до упора, а затем доведите момент затяжки до требуемого значения. Так делает Toyota. Двигатели Toyota не имеют интерференции. В двигателе с интерференцией поршни должны быть в стороне! Возможно, вам придется повернуть впускной распределительный вал, чтобы выпускной распределительный вал мог одинаково нажимать на два клапана.
Если бы вы ослабили кулачок с одной стороны, в то время как с другой стороны он был закреплен только одной крышкой подшипника, теоретически это могло бы привести к повреждению подшипника с этой стороны.