Пост

«Я получил высший балл, но он казался нечестным»: кризис использования ИИ в университетах 🎓🤖

Альберт, 19-летний студент английского факультета, был шокирован, когда получил письмо от университетской комиссии по академической этике. Его обвиняли в использовании искусственного интеллекта для написания курсовой работы. Если он не явится на слушание или не ответит на письмо, ему грозил автоматический провал по модулю. Проблема в том, что он не списывал.

«Меня обвиняли только из-за некоторых формулировок вроде „кроме того“ или „в отличие от“, — говорит Альберт. — Это было крайне обидно». Возможный провал мог означать пересдачу всего года, и мысль о необходимости защищать себя казалась ему особенно болезненной.

На слушании Альберт отвечал на вопросы преподавателей почти полчаса. Ему задавали вопросы о том, использовал ли он ChatGPT или Grammarly. Он пытался объяснить, что эссе писал самостоятельно, но к концу встречи едва сдерживал слезы.

С момента появления ChatGPT два года назад, ИИ изменил подход к обучению. Системы вроде ChatGPT, Google Gemini, Microsoft Copilot и Claude позволяют любому пользователю за считанные секунды создавать тексты на основе минимального запроса. Для студентов это почти как фея-крёстная, спасающая при дедлайне, а для преподавателей — настоящая головная боль.

Согласно исследованию Higher Education Policy Institute, более половины студентов используют генеративный ИИ для выполнения заданий, около 5% признаются в списывании. В университетах Russell Group наблюдается резкий рост случаев подозрений на списывание — иногда в 15 раз по сравнению с прошлым.

Проблема усугубляется тем, что инструменты для обнаружения ИИ, вроде Turnitin, не всегда точны. С момента внедрения нового алгоритма Turnitin обработал более 130 млн работ, отметив 3,5 млн как написанные на 80% ИИ. Но ошибки случаются: исследования показывают, что такие системы могут ошибочно обвинять студентов, чей английский не является родным, или нейродивергентных студентов.

Эмма, студентка-одиночка, использовала ChatGPT для завершения задания в условиях нехватки времени. Система Turnitin зафиксировала часть текста как ИИ, и ей пришлось признать это на слушании. Несмотря на смягчающие обстоятельства, она получила высший балл, но ощущение победы было «нечестным и недостойным».

Студенты теперь сталкиваются с атмосферой подозрительности. Некоторые даже не используют проверку орфографии из-за страха быть обвинёнными в списывании. Исследования показывают, что преподаватели часто переоценивают свои возможности определить, написан ли текст ИИ. В одном эксперименте 94% ответов, созданных ChatGPT, прошли незамеченными и получили более высокие оценки, чем работы студентов.

Группа студентов также начинает следить друг за другом. Давид, студент, заметил идеальный текст однокурсника и проверил его через детекторы ИИ. Он собрал доказательства, чтобы защитить себя, если возникнут вопросы.

Многие преподаватели считают, что решение — не запрет ИИ, а пересмотр методов оценки. В Кембриджском университете, например, ИИ можно использовать для обзора новых концепций, как вспомогательный «советчик» или для планирования времени, но не для самостоятельной сдачи работы.

Кризис использования ИИ выявил более широкую проблему: образовательная система стала коммерциализированной, студенты испытывают финансовое давление, а качество обучения нередко страдает. Давление заставляет студентов искать кратчайший путь к успеху, а отсутствие персонализированной поддержки усиливает зависимость от технологий.

Альберт, к счастью, прошёл модуль, но слушание подтолкнуло его к переводу в другой университет. Он считает, что ИИ может быть полезным для заметок и подготовки, но для сдаваемых работ использование технологий должно быть ограничено. Главная проблема, по его мнению, — безличность высшего образования.

«Лучше, если университеты будут видеть студентов как людей, а не как цифры», — говорит Альберт.

Эта история показывает, что кризис ИИ в университетах — это не только борьба со списыванием, но и вопрос доверия, поддержки студентов и адаптации системы образования к новым технологиям. 📚✨

Для ответа вы можете авторизоваться