Пост

Умер инженер-авиаконструктор Рон Аейрс — мастер сверхзвуковых рекордов 🚀✈️

В возрасте 92 лет скончался Рон Аейрс, британский инженер и специалист по аэродинамике, чьи разработки в области сверхзвуковых и высокоскоростных транспортных средств оставили заметный след в истории авиации и автоспорта.

Рон Аейрс начал карьеру в компании Handley Page, а затем перешёл в подразделение управляемого оружия компании Bristol Aeroplane (ныне часть BAE Systems) в 1950–1960-е годы. Там он стал одним из ведущих специалистов страны по проектированию сверхзвуковых и скоростных летательных аппаратов. Его работа имела ключевое значение для развития британских бомбардировщиков эпохи холодной войны, включая знаменитый Victor, обеспечивавший национальный воздушный потенциал сдерживания.

После выхода на пенсию в 1988 году Аейрс начал волонтёрскую деятельность в Музее Бруклендс в Уэйбридже, где его внимание привлекли архивные материалы о аэродинамике автомобилей для рекордов скорости. Здесь он познакомился с Кеном Норрисом, конструктором знаменитого автомобиля и катера Bluebird, установивших мировые рекорды скорости в 1960-х.

Случайная встреча Аейрса с Ричардом Ноблом на аэропорту Борнмута в 1992 году привела к его участию в проекте Thrust SSC — сверхзвукового автомобиля, который преодолел звуковой барьер на земле. Аейрс предупреждал:

«Не будь идиотом — ты можешь себя убить».

Дело в том, что автомобиль для рекордов скорости — это «пограничное средство», которое взаимодействует с воздухом и землёй одновременно. Разработка стабильной сверхзвуковой формы для такого режима сильно отличается от проектирования самолёта или ракеты. Вместе с Ноблом Аейрс разработал серию компьютерных симуляций и физических экспериментов с моделью автомобиля, что позволило в октябре 1997 года пилоту ВВС Энди Грину установить рекорд скорости — 763,035 миль в час (1 227,986 км/ч) на Thrust SSC, рекорд, который держится и сегодня.

Аейрс родился в Лондоне в 1932 году в семье инженера Фредерика Аейрса и его жены Мод. В 1940 году семья переехала в Барнстепл, чтобы избежать бомбёжек. Несмотря на проблемы со здоровьем в детстве, он поступил в Handley Page в 1950 году учеником инженера, одновременно получая образование в области аэрокосмической инженерии в Университете Лондона. Позже он получил степень магистра в Cranfield College of Aeronautics.

Помимо работы над Thrust SSC, Аейрс участвовал в проектах JCB Dieselmax, установившего рекорд скорости для дизельных автомобилей, и над концепцией автомобиля Bloodhound, рассчитанного на 1 000 миль в час. Он всегда подчеркивал, что такие проекты «гораздо интереснее, чем косить газон».

Рон Аейрс был женат на психологе Айрин Грэм с 1968 года, она умерла в 1991 году. У них остался сын Роджер и внучки Лили-Мэй и Дейзи.

Рон Аейрс оставил богатое наследие в инженерии и аэродинамике, вдохновив поколения конструкторов на смелые и оригинальные решения. ✨

Рональд Фредерик Аейрс, инженер, 11 апреля 1932 — 29 мая 2024.

Для ответа вы можете авторизоваться