ChatGPT стал «идеальным напарником» студентов Сиднейского университета — но есть ли предел? 🤖📚
Третий курс Сиднейского университета студент Джек Куинлан с уверенностью предсказывал вопросы перед нашим интервью. Не потому что он обладал даром ясновидения — просто он заранее «потренировался» с ChatGPT. Будучи студентом программной инженерии и нейронаук, он использовал ИИ, чтобы смоделировать вопросы, которые «профессиональный журналист» мог бы задать о применении искусственного интеллекта в университетском образовании.
«Почему ваш университет начал использовать генеративные ИИ-инструменты в обучении?» — спрашивал виртуальный бот. «Как студенты и преподаватели отреагировали на их внедрение? Были ли вызовы и опасения?» — добавлял он. Куинлан отвечал подробно, а бот поддерживал разговор похвалами вроде: «Это увлекательно!»
С момента запуска ChatGPT в конце 2022 года по всему миру произошли серьёзные перемены: университеты пересмотрели подход к оценкам, а некоторые временно вернулись к экзаменам на бумаге. Страх, что студенты будут использовать ИИ для написания эссе и выполнения заданий, оказался оправдан — преподаватели фиксируют рост случаев плагиата, который сложно отследить старым ПО.
Но искусственный интеллект постепенно перестаёт восприниматься только как угроза — его всё активнее используют как инструмент обучения. Университет Сиднея признан «университетом ИИ года» на премии Future Campus за разработку AI-ассистента, который круглосуточно отвечает на вопросы студентов по более чем 300 дисциплинам. В помощь создано руководство «ИИ в образовании», объясняющее, как использовать технологии этично, не нарушая академическую честность.
«Никто не сможет обойти новые технологии, особенно с такой скоростью их развития», — отмечает профессор Адам Бриджеман, заместитель канцлера по образовательным инновациям. Он подчёркивает: студенты и преподаватели должны учиться использовать ИИ этично, ведь через десять лет владение такими инструментами может стать нормой на резюме.
Для аспирантки Йихонг Юань ИИ стал «лучшим напарником» в учёбе. Она использует его для идей, проверки текста и обратной связи по заданиям — то, на что у преподавателей может уйти неделя. «Это помогает не только учёбе, но и психологически, потому что обучение иногда ощущается как одинокий путь», — говорит Юань.
Куинлан разрешено применять генеративный ИИ почти во всех инженерных предметах, а его друзья заранее обрабатывают результаты курса через ИИ, чтобы сэкономить время на чтение. В то же время студенты гуманитарных факультетов сталкиваются с более жёсткими ограничениями: многие преподаватели сначала полностью запрещали ИИ. «Это было раздражающе, потому что ограничивало возможности, которые открывает технология», — признаётся студентка Абигейл Бобковски.
ИИ также помогает в реальных проектах: Бобковски создаёт виртуальный шлем для изучения редких книг, а Куинлан разрабатывает повязку для улучшения глубокого сна. По словам студентов, ИИ «отражает» их собственные идеи и подходы.
Однако есть пределы: генеративный ИИ пока не заменяет человеческое творчество. Он отлично суммирует информацию, структурирует её и подчёркивает ключевые моменты, но юмор, нюансы и эмоциональные оттенки остаются вне его возможностей.
Как отметил автор статьи, даже если ChatGPT способен превратить расшифровку интервью в новостной текст, человеческий взгляд, юмор и интуиция пока остаются незаменимыми.
📘 В итоге, генеративный ИИ становится мощным инструментом для обучения и работы студентов, но заменить живого преподавателя или творческое мышление он пока не может.