Uber и Lyft договорились о повышении зарплат водителей — но кто действительно выиграл? 🚗💸
Миннеаполисская городская управа на прошлой неделе объявила о соглашении с компаниями Uber и Lyft, которое предусматривает повышение оплаты труда водителей и улучшение условий работы. С 20 мая водители такси-сервисов будут получать минимальный часовой доход \$15 после вычета расходов, привязанный к уровню инфляции.
Что обещают компании
- Возможность обжаловать увольнения, которые ранее могли происходить автоматически через алгоритмы платформ.
- Создание неприбыльного центра для водителей, где будут обучать их правам и защите интересов.
- Расширение требований к страховке водителей до \$1 млн, включая период сразу после завершения поездки, что защитит водителей при авариях и других инцидентах.
С точки зрения водителей, это действительно улучшает краткосрочные условия и гарантирует определённую защиту. Однако базовая структура цифровой платформы по заказу поездок осталась неизменной.
Главные проблемы остались
- Неправильная классификация водителей как подрядчиков, а не сотрудников, что снижает их трудовые права.
- Ассиметрия информации — компании контролируют алгоритмы распределения заказов и оплаты, что позволяет им управлять доходами водителей.
С новым соглашением минимальная зарплата обеспечивается не на каждую поездку, а только в рамках двухнедельного периода, если средний доход водителя ниже установленного уровня. В то же время требование регулярной и открытой публикации данных для города Миннеаполис было убрано.
Опыт других городов
В Нью-Йорке после введения минимального дохода Uber и Lyft применяли квотную систему, заставляя водителей работать дольше, чтобы получить приоритетное распределение заказов. Многие водители вынуждены были увеличивать часы работы, чтобы попасть на пиковые смены. Эта система была выгодна компаниям, но создавала стрессовые и изнуряющие условия для водителей.
Итог
Повышение минимального дохода и защита водителей — позитивный шаг, но он не решает структурные проблемы платформ: алгоритмическое управление, манипуляция рабочим временем и ограниченный контроль водителей над условиями труда.
Uber и Lyft сохраняют основную власть в этих отношениях, а города и водители получают временные улучшения, не меняя баланс сил. По сути, соглашение выглядит как компромисс, выгодный прежде всего самим платформам, оставляющий ключевые проблемы открытыми.
🚦 Вопрос остаётся: смогут ли водители добиться реальных и устойчивых изменений, или новые соглашения снова окажутся временными улучшениями без долгосрочной защиты?