Новое исследование: алгоритмы Uber увеличили прибыль за счёт водителей и пассажиров 🚗💸
Недавнее исследование, проведённое учёными из Columbia Business School в Нью-Йорке, показало, что Uber использовал непрозрачные алгоритмы для значительного увеличения прибыли, что сказывалось на доходах водителей и стоимости поездок для пассажиров. Академики пришли к выводу, что компания применила так называемую «алгоритмическую ценовую дискриминацию», которая «повышала тарифы для пассажиров и снижала оплату водителям на миллиардах поездок — системно, выборочно и непрозрачно».
Анализ был основан на десятках тысяч поездок и более двух миллионов запросов на поездки. Ранее, на прошлой неделе, Университет Оксфорда опубликовал аналогичное исследование на основе 1,5 миллиона поездок в Великобритании. В нём выяснилось, что многие водители Uber в Великобритании стали зарабатывать значительно меньше в час после введения алгоритма динамического ценообразования в 2023 году, когда компания начала забирать большую долю оплаты с каждой поездки.
Лен Шерман, автор исследования из США, отметил: «Uber утверждает, что знает больше о поведении водителей и пассажиров, поэтому может определять, кто готов платить больше как пассажир или согласиться на меньшую оплату как водитель. Это впечатляет». Его отчёт добавляет: «С момента внедрения системы предварительных цен Uber увеличил стоимость поездок для пассажиров, снизил оплату водителям, повысил свою долю с тарифов и значительно улучшил денежный поток».
В 2024 году Uber сообщил о получении \$6,9 млрд наличными, тогда как в 2022 году компания фиксировала убыток \$303 млн. Система предварительных цен, внедрённая в США в 2022 году, аналогична британскому алгоритму динамического ценообразования, который регулирует оплату водителей и тарифы для пассажиров с 2023 года.
Исследование Columbia на 24 532 поездках одного американского водителя показало, что внедрение нового алгоритма позволило Uber увеличить свою долю с 32% до 42% к концу 2024 года. Аналогично, исследование Оксфорда показало рост средней доли Uber с 25% до 29%, а на отдельных поездках — более 50%.
Компания Uber заявляет, что ценообразование направлено на прозрачность и справедливость: «Система предварительных цен даёт пассажирам ясность до бронирования и позволяет водителям принимать решения, зная всю информацию о тарифе, расстоянии и времени поездки. Алгоритмы динамического ценообразования помогают сбалансировать спрос и предложение в реальном времени».
Uber подчеркнул, что алгоритмы не используют личные данные пассажиров или водителей и не дискриминируют их. Компания также отметила, что каждый водитель гарантированно получает не менее национальной прожиточной минимальной зарплаты.
📊 Вывод: алгоритмы помогают компании управлять спросом и предложением, но продолжаются дискуссии о том, насколько эти изменения влияют на доходы водителей и стоимость поездок для пассажиров.