Вопрос

Что на самом деле происходит, когда в двигателе автомобиля недостаточно охлаждающей жидкости?

Я знаю, что недостаток моторного масла может привести к поломке двигателя, поэтому мне стало любопытно, так ли опасно ездить на автомобиле с очень низким уровнем охлаждающей жидкости.



Что такое охлаждающая жидкость двигателя?



Каковы именно недостатки эксплуатации двигателя при низком уровне охлаждающей жидкости?



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/24802/what-actually-happens-when-there-is-not-enough-coolant-in-a-car-engine

12 Комментариев

  1. По мере снижения уровня охлаждающей жидкости ситуация будет развиваться следующим образом:



    1. В расширительном бачке охлаждающей жидкости не будет жидкости, даже когда двигатель прогреется.

    2. Часто бывает так, что жидкости недостаточно для циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор отопителя, и отопление не работает. Дроссельная заслонка с водяным охлаждением / корпус могут также пострадать.

    3. Водяной насос будет откачивать большую часть воды из радиатора, из-за чего поток охлаждающей жидкости будет недостаточным, а указатель температуры будет показывать более высокую, чем обычно, температуру охлаждающей жидкости при высокой нагрузке.

    4. № 3 будет только хуже

    5. Охлаждающей жидкости для циркуляции будет недостаточно. Из-за недостатка охлаждающей жидкости, выходящей из двигателя, указатель температуры может показывать слишком низкую температуру. Охлаждающая жидкость начнёт кипеть, а затем конденсироваться на датчике температуры, и он будет показывать высокую температуру. Двигатель перегреется.

    6. Охлаждающей жидкости не хватит для заполнения головки блока цилиндров. Указатель температуры будет показывать слишком низкую температуру. Головка блока цилиндров перегреется, что может привести к таким повреждениям, как деформация головки. В конце концов блок нагреется, охлаждающая жидкость выкипит, и указатель температуры покажет высокую температуру, но может быть уже слишком поздно. Высокая температура головки блока цилиндров может привести к детонации или стуку из-за преждевременного воспламенения. Отключите двигатель сейчас, и головку можно будет спасти.

    7. Без охлаждающей жидкости двигатель выйдет из строя за считаные минуты, если будет работать под нагрузкой. Указатель температуры будет показывать слишком низкое значение, так как охлаждающей жидкости нет, а датчик температуры, скорее всего, не нагреется достаточно быстро, чтобы показать реальную температуру двигателя и дать водителю понять, что нужно заглушить двигатель, пока не стало слишком поздно. Если указатель температуры показывает слишком низкое значение или слышен стук, это может быть признаком того, что нужно заглушить двигатель, чтобы избежать более серьёзных повреждений. В некоторых автомобилях есть датчик температуры головки блока цилиндров, который не зависит от охлаждающей жидкости. Автомобиль может перейти в режим пониженной мощности.


    В некоторых двигателях после восстановления уровня охлаждающей жидкости требуется продувка для удаления воздушных пробок из головки блока цилиндров. Для этого может потребоваться кратковременное увеличение оборотов двигателя.


    Двигатели с алюминиевыми головками цилиндров на чугунных блоках очень подвержены повреждению прокладки головки при перегреве из-за разной степени расширения разных металлов. Не запускайте их, даже если указатель температуры показывает незначительный перегрев.


  1. Это плохая идея. Недостаточный уровень охлаждающей жидкости может привести к локальному перегреву двигателя и, как следствие, к его повреждению. Отсутствие нагрева может быть вызвано другими причинами, например неисправным термостатом, который «не открывается».
  1. Кроме того, есть ПРЕИМУЩЕСТВА в работе с меньшим количеством охлаждающей жидкости. Зимой автомобиль прогревается быстрее, а более тёплая охлаждающая жидкость зимой = МНОЖЕСТВО ПРЕИМУЩЕСТВ. Нужно только следить за тем, чтобы термостат не оставался постоянно открытым, чтобы не было перегрева при повышенной нагрузке на автомобиль.
  1. Недостатки... 1) перегрев 2) заклинивание поршня 3) пробитие отверстия в блоке 3) деформация головки (головок) 4) не работает отопитель 5) неисправность трансмиссии (охлаждающие элементы трансмиссии иногда находятся внутри радиатора) 6)...
  1. Вы имеете в виду низкий уровень смеси охлаждающей жидкости и воды (то есть смесь должна быть в соотношении 50:50, но в ней 70 % воды?) или уровень жидкости в системе охлаждения ниже минимальной отметки?
  1. У моего сына на 99-м LS1 Trans Am начала пропадать мощность после того, как он доехал до последней передачи, но потом мощность пропала, и он ехал на 2000 оборотах в минуту со скоростью 35 миль в час. Вчера он остановился на обочине, потому что почувствовал запах гари, а из задней части машины шёл сероватый дым. Он дал машине остыть и поехал домой. Дыма больше не было. Когда сегодня механик осмотрел машину, в радиаторе было очень мало охлаждающей жидкости/воды. Он сказал ему, что из-за низкого уровня охлаждающей жидкости коробка передач перегревается и поэтому не может работать быстрее. Он сказал, что пахнет горящей охлаждающей жидкостью. Он залил охлаждающую жидкость, они проехали по шоссе туда и обратно, чтобы машина прогрелась, он сел за руль, и коробка передач переключилась на все скорости без проблем. Механик сказал, что теперь всё должно быть в порядке, но нужно следить за машиной. Я сказал ему, чтобы он следил за тем, нет ли под машиной луж, когда он её припаркует, потому что может протекать радиатор или шланг. Я надеюсь, что он избежал этой участи и будет следить за тем, чтобы в машине была охлаждающая жидкость. Я предполагаю, что если бы прокладка головки блока цилиндров или сам блок были повреждены, то это было бы заметно. Коробка передач плавно переключается на всех скоростях.


  1. НИЧЕГО не произойдёт, если меньшее количество не приведёт к перегреву. Например, в моей стране зимы очень холодные, около минус 32 градусов по Цельсию. Моей машине нужно около 30 минут, чтобы прогреться. Это итальянская машина, и зимой она очень плохо прогревается. Поэтому я использую меньшее количество охлаждающей жидкости, чтобы она нагревалась быстрее. Перегреть машину невозможно, потому что, когда термостат открывается, холодная охлаждающая жидкость из радиатора снова охлаждает её, и машина никогда не перегревается.
    Люди здесь просто придумывают наихудшие сценарии. Это невозможно, если температура охлаждающей жидкости находится в пределах нормы — 90 °C.
    А сказки про водяные насосы — это глупо. Водяной насос — это просто подшипник, который приводится в движение ремнём. Подшипник вращает пластиковую деталь, которая обеспечивает циркуляцию воды. Возможно, в других автомобилях всё устроено иначе, но в моём автомобиле нет настоящего насоса. Так что, если бы не было охлаждающей жидкости, что невозможно, исходя из вашего вопроса, он бы не сломался.



    Водяной насос.


  1. Охлаждение будет менее эффективным. Если радиатор заполнен только наполовину, то вода будет контактировать с охлаждающими ребрами в течение половины времени и охлаждать их в течение половины времени. Жидкость откачивается снизу, поэтому она будет продолжать течь. В конце концов вода нагреется настолько, что двигатель превратит ее в пар. Если вы опорожните радиатор, то охлаждение прекратится, так как жидкость не будет откачиваться.


  1. Зависит от того, насколько жарко, как долго и какой у вас автомобиль. Например, в VW Bug нет охлаждающей жидкости.

  1. Что такое охлаждающая жидкость двигателя?




    Охлаждающая жидкость для двигателя — это раствор воды и антифриза. Поскольку вода обладает хорошими охлаждающими свойствами, антифриз используется в двигателях внутреннего сгорания и других системах теплопередачи, таких как чиллеры для систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха и солнечные водонагреватели. Антифриз предотвращает разрыв жёсткого корпуса из-за расширения воды при замерзании.



    Система охлаждения



    Когда водяной насос перемещает охлаждающую жидкость по системе, она проходит через два основных компонента:




    • Радиатор — воздухозаборник автомобиля используется для рассеивания тепла (что проще сделать при большей площади поверхности, более высокой плотности рёбер и более толстых радиаторах — примерно как в водяном охлаждении ПК). Это позволяет поддерживать низкую температуру охлаждающей жидкости двигателя.

    • Блок цилиндров — это основная деталь, от которой охлаждающая жидкость отводит тепло, проходя через горячие точки двигателя и обеспечивая теплообмен между моторным маслом и охлаждающей жидкостью.




    Каковы именно недостатки эксплуатации двигателя при низком уровне охлаждающей жидкости?




    Просто чтобы прояснить ситуацию: никаких ощутимых преимуществ, кроме экономии небольшой суммы на охлаждающей жидкости для двигателя, нет. Как вы увидите, вам ни в коем случае не следует этого делать из-за эффекта домино, к которому это может привести.



    Недостатки



    В зависимости от марки и модели вашего автомобиля некоторые из этих рекомендаций могут не подойти, но в целом:




    • Водяной насос работает всухую — без воды они очень быстро выйдут из строя, так как не рассчитаны на работу без смазки и достаточного сопротивления (как и насос в ПК с водяным охлаждением).

    • Перегрев — это главный недостаток, но он может привести к серьёзным последствиям в виде других повреждений двигателя. К ним относятся, в частности, следующие:


      • Заедание поршня — из-за нагрева поршень немного расширится. Поскольку в двигателе используются очень точные допуски, этого расширения может быть достаточно, чтобы поршень начал сильно тереться о корпус цилиндра и коленчатый вал остановился! Ремонт обойдётся очень дорого.

      • Отверстие в блоке цилиндров — на самом деле недостаток охлаждающей жидкости не приведёт к образованию отверстия в блоке цилиндров. Это может быть вызвано поломкой шатуна, которая произошла из-за заклинивания поршня в двигателе во время работы.

      • Деформация головки(головок) — это может привести к нарушению целостности прокладок головки.

      • Автомобильный отопитель перестанет работать — отопитель работает от охлаждающей жидкости двигателя, как показано на схеме выше.

      • Неисправность трансмиссии — в некоторых случаях охладитель трансмиссионной жидкости встроен в радиатор, а это значит, что недостаток охлаждающей жидкости может привести к перегреву не только двигателя, но и всей трансмиссии.

      • Высокое давление в шлангах — шланги радиатора/системы охлаждения могут лопнуть из-за повышенного давления в системе охлаждения.

      • Стоимость — устранение повреждений, уже нанесённых двигателю, обойдётся очень дорого, и, возможно, вам будет выгоднее купить новый подержанный автомобиль!



  1. Поток воды прекратится, и тепло не сможет отводиться от блока цилиндров. Системы охлаждения двигателей очень сложны и имеют «карманы» в зависимости от того, насколько интенсивное охлаждение требуется для конкретной области. Недостаток охлаждающей жидкости означает, что насос не сможет создать давление в системе и охлаждающая жидкость не будет циркулировать.



    Недостатки:




    • Перегрев


    • Водяной насос работает всухую и повреждается из-за отсутствия смазки и сопротивления



  1. У меня был очень неприятный опыт, когда я только начинал водить... не проверил уровень охлаждающей жидкости, и она закончилась, когда я ехал по скоростной автомагистрали... Ford Expedition 97, кузов начал трястись, за несколько сотен метров до дома грузовик потерял мощность, за сотню метров до дома грузовик двигался черепашьей скоростью... на парковке не могу сдать назад, начинается паника, выключаю двигатель, снова завожу и могу сдать назад... просто описание того, чего ожидать, если у вас закончилась охлаждающая жидкость...
Вы уже ответили на этот вопрос