Вопрос

Признаки бедной или богатой смеси на карбюраторе мотоцикла

У меня Yamaha XS650 1981 года выпуска. Недавно я установил штатный сменный фильтр K&N (то есть он находится в воздушном коробе и соответствует размеру оригинального фильтра), однако он может приводить к обеднению смеси, поскольку пропускает больше воздуха.



Я хочу настроить свои карбюраторы (да, я знаю, что B34 изначально славятся своей экономичностью). Я попытался отрегулировать регулировочный винт, что действительно уменьшило хлопки и сделало езду на скорости 40 км/ч более плавной.



Чтобы по-настоящему настроить карбюратор, мне нужно лучше понимать, чем отличаются симптомы бедной смеси от симптомов богатой. Часто используются такие термины:
«заикание»
«зависание»
«неровная работа»
и т. д. и т. п.



Что ещё хуже, многие утверждения о бедных и богатых условиях противоречивы.



Пожалуйста, подскажите, каковы реальные симптомы синдрома бедного и богатого. Спасибо.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/732/symptoms-of-lean-or-rich-carb-settings-on-a-motorcycle

7 Комментариев

  1. Симптомы обеднения и обогащения смеси в карбюраторах мотоциклов


    В своём посте вы указываете на то, что некоторые из прочитанных вами симптомов противоречат друг другу. Я постараюсь прояснить разницу между этими двумя состояниями и дам вам рекомендации по устранению неполадок.


    Предыстория


    Карбюраторы мотоциклов имеют несколько контуров, которые влияют на положение дроссельной заслонки.



    • Idle Circuit — для работы на холостом ходу и без него



    • Пилотная схема — незначительное влияние на холостой ход. Более сильное влияние при низких оборотах с уменьшением влияния при полном открытии дроссельной заслонки



    • Игольчатая струя/струйная игла — контур среднего диапазона



    • Главный жиклёр — полностью открыт. Топливо подаётся через главный жиклёр с помощью иглы при различных положениях дроссельной заслонки.



    • Дроссельная заслонка — приводится в действие клапаном или дроссельной заслонкой, которые увеличивают вакуум и открывают контур. Холодный запуск и прогрев.




    Симптомы постного и Богатого


    Вот несколько основных симптомов, некоторые из них повторяются


    Худой



    • Снижение мощности — вялая работа на определенных оборотах. При полностью открытой дроссельной заслонке мощность не увеличивается. Двигатель может работать с перебоями, пока вы не снизите обороты, после чего мощность внезапно возвращается.



    • Сложность при запуске



    • Свечи зажигания чистые — без нагара. Изолятор может быть белым.



    • Лучше работает на больших высотах — коэффициент избытка воздуха нормализуется из-за снижения атмосферного давления, что облегчает подачу топлива в трубку Вентури.



    • Backfires — хлопки при замедлении для обедненной смеси на холостом ходу или хлопки в целом.



    • Работает на дросселе — автомобиль может работать на дросселе, когда он прогрет, но глохнет при его отключении.



    • Плохо работает на холостом ходу — колебания оборотов на холостом ходу, глохнет



    • Двигатель перегревается — из-за того, что кислорода больше, чем топлива, температура сгорания выше, что отражается на показаниях датчика температуры.



    • Вибрация на холостом ходу — двигатель работает на высоких оборотах, затем обороты падают, и двигатель глохнет. Как правило, это происходит из-за обедненной смеси, вызванной утечкой воздуха между дроссельной заслонкой и головкой блока цилиндров или из-за отсоединенной вакуумной трубки.



    • Резкий запах — выхлопные газы могут иметь резкий запах, от которого щиплет в носу. Это NOx, или оксид азота. Он образуется при высоких температурах в процессе сгорания азота и кислорода. Хотя NOx присутствует во всех выхлопных газах, он может быть более выраженным при более высоких температурах сгорания, связанных с обедненной смесью и большим количеством кислорода. Больше кислорода = выше температура горения




    Богатый



    • Сниженная мощность — мощность снижена, но, похоже, всё в порядке, и он работает.



    • Снижение пробега на одном баке — вы расходуете больше топлива за цикл, поэтому пробег становится меньше.



    • Неровная работа на холостом ходу — из-за большего количества топлива процесс сгорания занимает немного больше времени, и на низких оборотах двигатель может работать неровно. В отличие от пропуска зажигания в свече, при таком режиме холостого хода двигатель работает нормально, если немного увеличить обороты холостого хода.



    • Чёрные свечи зажигания — нагар на изоляторе и электродах свечи. Проведите пальцем по нагару и верните свечу на место. Нагар является проводником электричества, и при обогащённой смеси нагар скапливается на внутреннем электроде положительного изолятора. При таком состоянии искра не возникает. Свечу можно очистить с помощью средства для чистки карбюраторов и использовать повторно.



    • Выходное отверстие выхлопной трубы чёрное и покрыто сажей — чрезмерное скопление нагара в выхлопной трубе делает её толстой и слишком грязной. Правильно отрегулированный карбюратор оставляет на конце выхлопной трубы красивую серую накипь.



    • Запах несгоревшего топлива — в случае очень, очень богатой смеси из выхлопной трубы может доноситься запах несгоревшего топлива. Это может быть связано с тем, что свеча зажигания вышла из строя из-за чрезмерного нагара, препятствующего процессу сгорания в цилиндре, или из-за избытка топлива, которое не сгорает.



    • Работает лучше при большем количестве воздуха — если вы снимете воздушный фильтр и двигатель начнёт работать немного лучше при большем количестве кислорода в смеси, то, скорее всего, у вас переобогащённая смесь.



    • Хуже работает на высоте — если мотоцикл начинает хуже работать на большой высоте из-за недостатка кислорода, скорее всего, это связано с обогащённой смесью.



    • Чёрный дым — если при увеличении оборотов из выхлопной трубы идёт чёрный дым, значит, смесь слишком богатая. Можно взять светлую тряпку, слегка прикрыть ею выхлопную трубу и увеличить обороты, чтобы проверить, не останется ли на тряпке нагар/чёрные следы.




    Устранение неполадок В условиях Бережливого производства


    Существует несколько распространённых проблем, связанных с мотоциклами, оснащёнными карбюраторами.


    1. Резиновые впускные коллекторы — большинство современных мотоциклов (начиная с середины 1970-х годов) оснащены резиновыми коллекторами, прикреплёнными к головке блока цилиндров. Карбюраторы устанавливаются в эти коллекторы и зажимаются. Со временем они становятся твёрдыми, хрупкими, покрываются трещинами и подвергаются сухой гниению из-за чрезмерного нагрева.



    • Трещины могут привести к утечке воздуха, что создаст условия для обеднения смеси.



    • Некачественная сборка является причиной ещё одной значительной доли проблем, связанных с утечкой воздуха. Убедитесь, что карбюраторы правильно установлены в коллекторах. При установке блока из 4 карбюраторов в 4-цилиндровый двигатель бывает очень сложно правильно их установить. Нанесите немного масла на внутреннюю поверхность коллектора, чтобы облегчить установку. Сначала поэтапно затяните два внешних хомута, а затем переходите ко второму и третьему.



    • Вакуумные трубки не подсоединены — очень распространённая проблема. Если не подключить вакуумную трубку к крану, это может привести к обеднению смеси в одном цилиндре и нормальному режиму работы в остальных. Это может привести к странным симптомам на холостом ходу и «ленивому» холостому ходу, когда обороты двигателя медленно падают и он «зависает»




    Вы можете проверить, нет ли утечек воздуха, запустив мотоцикл и распылив очиститель карбюратора в местах предполагаемых трещин. Если вы попали в цель, обороты холостого хода немного снизятся. Кроме того, вы почувствуете резкий запах из выхлопной трубы, так как он проходит через двигатель и сгорает. Не вдыхайте его в больших количествах и используйте вентиляторы во время работы. Если вам неудобно использовать очиститель карбюратора, вы можете применить более густое маслянистое средство, например WD40, которое временно закупорит трещину и снизит обороты холостого хода. Обычно я ориентируюсь на запах, он резкий, отчётливый и ни с чем не сравнимый, в отличие от такого: «Кажется, холостой ход немного снизился, давай попробуем ещё раз...»


    введите описание изображения здесь



    • Свечи зажигания дают вам представление о том, что происходит внутри камеры сгорания. Бедная топливная смесь может привести к предварительному воспламенению, в результате которого электроды плавятся или покрываются пылью белого цвета, либо просто становятся белыми без отложений.


    введите описание изображения здесь


    Общие Причины Богатого Состояния


    Богатая топливная смесь встречается значительно реже, чем бедная. Большая часть проблем связана с тем, что люди обычно создают бедную топливную смесь при повторной сборке карбюраторов. Богатую топливную смесь тоже могут создавать люди, но обычно она возникает из-за:



    • Установка форсунки слишком большого размера



    • Установка слишком высокого уровня поплавка.



    • Дроссельная заслонка застряла или не выключена. После установки карбюраторов и повторного подключения троса дроссельной заслонки необходимо проверить правильность его прокладки, чтобы можно было поворачивать руль до упора влево и до упора вправо, не открывая при этом дроссельную заслонку. Убедитесь, что трос не перекручен и не тянет заслонку на себя.



    • Застрявший поплавок в поплавковой камере приводит к переливу топлива, которое затем вытекает из главной жиклера в трубку Вентури. Если в воздушном фильтре есть топливо, это верный признак того, что у вас застрял поплавок и неисправен вакуумный кран



    • Застрявший поплавок со стандартным краном может стать причиной проблем, так как топливо будет поступать так, как описано выше, но только когда мотоцикл стоит. Это топливо также может попасть в цилиндр, вызвать гидроудар и вывести из строя двигатель при запуске. Поршень не может достичь верхней мёртвой точки на такте сжатия, и это приводит к изгибу шатуна. Это реально. Я видел результаты... И, конечно, если ваш кран застрял в открытом положении, он будет переполнять все ваши карбюраторы и создавать переобогащённую смесь.




    Свечи зажигания — это ваши «хлебные крошки»


    Опять же, обратите внимание на свечи зажигания. Посмотрите на таблицу. Посмотрите, что вы видите. Если у вас многоцилиндровый мотоцикл с несколькими карбюраторами, вам НЕОБХОДИМО проверить ВСЕ свечи зажигания. У каждого карбюратора может быть своя проблема.


    Мысли


    При настройке двухтактного двигателя мы меняли настройки, запускали мотоцикл и ездили на нём с определённым положением дроссельной заслонки до тех пор, пока это было безопасно, а затем резко отключали зажигание и надеялись, что сможем доехать до места, где лежали инструменты. Это позволяло нам проверять свечу зажигания при определённом положении дроссельной заслонки и вносить соответствующие коррективы.


    Я не привёл никакой реальной информации о том, как устранять различные неполадки, как правильно устанавливать поплавок, когда следует использовать жиклёр другого размера или поднимать и опускать иглу жиклёра. Этот пост превратился бы в небольшой роман. Я уже готов получить заслуженную краткую выжимку.


  1. Проще всего поднять иглу на один шаг (или больше), если смесь слишком бедная. Только не потеряйте крошечный зажим «E», который фиксирует иглу на дроссельной заслонке. Иногда они немного пружинят, так что будьте готовы к этому.



    В некоторых карбюраторах нет регулировочных игл. Их можно доработать с помощью небольшой шайбы под зажимом E. Я использовал для этого шайбы с заклепками.


  1. В руководстве по эксплуатации (особенно если в нём есть цветные фотографии) можно найти схемы/фотографии свечей зажигания, которые можно сравнить с вашими свечами, но они не особенно полезны.



    Как вы и сказали, утверждения противоречивы. Проблема в том, что признаком слишком бедной или слишком богатой смеси является то, что двигатель работает не так хорошо, как должен. Это справедливо для обоих случаев. Таким образом, признак слишком бедной смеси для одного человека будет таким же, как признак слишком богатой смеси для другого. Лучше всего попробовать изменить состав в ту или иную сторону и посмотреть, станет ли лучше. Иногда этого можно добиться хитростью (подуть в вентиляционную трубку, чтобы понизить уровень газа, и высунуть ее наружу (но только попробуйте сделать это на полном газу!)). но чаще всего при замене деталей приходится прибегать к методу проб и ошибок. Вот почему люди платят деньги операторам динамометрии за настройку мотоцикла и одновременное тестирование всех деталей двигателя, положения дроссельной заслонки и матрицы оборотов двигателя. Вы можете использовать длительный подход и настроить его самостоятельно с помощью ears, feel, butt-dyno и notes - всего этого предостаточно! - через некоторое время.



    Чтобы настроить карбюратор, вам также нужно лучше понимать, как различные контуры влияют на состав смеси при разном открытии дроссельной заслонки.



    Я бы посоветовал начать с прочтения руководства по настройке Mikuni VM. Модели VM старше, в них используются ползунки прямого действия, а не вакуумные BS34, но принцип тот же. В частности, на последней диаграмме «Эффективность функционального диапазона деталей для настройки в зависимости от открытия дроссельной заслонки (приблизительное значение)» показано, какие детали (в основном) влияют на положение дроссельной заслонки. Хорошо, что в названии указано «(приблизительное) значение», потому что диаграмма не соответствует действительности — кажется, что всё влияет на всё остальное, но, по крайней мере, это даёт вам отправную точку для понимания.



    Чтобы настроить карбюраторы, вам нужно либо пройти весь процесс от начала до конца, начиная с главного жиклёра и постепенно переходя к остальным, либо просто выявить проблемные участки — например, соотношение открытия дроссельной заслонки и частоты вращения двигателя — и устранить их. У Factory Pro есть процедура настройки карбюраторов CV для двигателей с низкой частотой вращения, которая подходит для вашего XS650.


  1. Именно благодаря таким подробным ответам эти сообщества процветают. Легко поставить лайк.
  1. Привет, спасибо за комплимент. Я фанат MC, так что не мог не откликнуться на это :) Поздравляю тебя и с Новым годом!!!! Тебе стоит заходить почаще. Сайт почти готов к выходу из бета-версии! Ещё раз спасибо за комплимент, ты очень любезен.
  1. Зашёл узнать, почему мой ленивый ответ, написанный полвека назад, получил столько отрицательных оценок. Оказалось, что это было сделано для того, чтобы ваш превосходный ответ поднялся выше. Спасибо, что нашли время его написать!
  1. При бедной смеси в мотоцикле будет сложно завести двигатель. Вы увидите, что в карбюраторе мало топлива, а если вынете свечу (свечи) сразу после попытки завести двигатель, то увидите, что они сухие, а не «мокрые» от топлива, как при слишком богатой смеси.



    Если ваш мотоцикл плохо/ещё хуже работает на холодную, но лучше — на горячую, скорее всего, он работает на бедной смеси.


Вы уже ответили на этот вопрос