Вопрос

Можно ли ездить на автомобиле, в котором есть только вода и нет охлаждающей жидкости, если в нём есть утечка?

Недавно мне сообщили, что машина, которой я пользуюсь совместно с другим владельцем (Nissan Sentra 2002 года выпуска), близка к перегреву. Мне сказали, что при движении автомобиля температура очень быстро приближается к верхнему пределу. Осмотрев машину, я обнаружил, что расширительный бачок пуст, а уровень охлаждающей жидкости в радиаторе довольно низкий (не знаю точно, насколько низкий, но, кажется, осталось не больше 75 %).



Машину нужно отвезти в автосервис. Однако автосервис, которому я доверяю и услугами которого обычно пользуюсь, находится примерно в 30 милях отсюда. Я предполагаю, что проблема в шланге, разъёме или, возможно, в водяном насосе. Радиатор новый, поэтому я не думаю, что проблема в нём.



Поскольку я предполагаю, что будет утечка, я думаю, что во время езды из системы, скорее всего, будет вытекать охлаждающая жидкость. Кроме того, исходя из этого предположения, я опасаюсь заливать охлаждающую жидкость, если она будет просто вытекать.



Я предполагаю, что мне придётся сделать несколько остановок, чтобы долить жидкость в расширительный бачок (не трогая радиатор). Можно ли залить в радиатор и расширительный бачок чистую воду и проехать на машине 30 миль (в основном по шоссе — ого!)?






Редактировать



Здесь даны отличные ответы. Я просто хотел поделиться тем, что в итоге сделал, в надежде, что это кому-то поможет или хотя бы удовлетворит любопытство.



Я решил не использовать чистую воду, потому что читал, что желательно соблюдать соотношение охлаждающей жидкости и воды 50/50, и подумал, что даже если будет небольшая утечка, лучше следовать рекомендациям.



Я не знал, какой тип охлаждающей жидкости используется в моей машине, поэтому просто пошёл к дилеру и купил стандартную жидкость.



Резервуар был полностью пуст, а в радиаторе было мало воды. Я долил в радиатор немного воды (примерно 1,5 л), чтобы компенсировать её недостаток, и наполнил резервуар до отметки «MAX».



Я прочитал в одном посте, что можно провести простой тест: завести машину, немного поездить, заглушить двигатель, а затем прислушаться, нет ли утечки. Я попробовал так сделать, но, возможно, машина недостаточно прогрелась или утечка не была заметна при таком способе проверки.



Затем я осмотрел землю в поисках следов утечки и ничего не обнаружил. Я завёл машину и дал ей поработать, проверяя, не вытекает ли какая-нибудь жидкость, но примерно через минуту ничего не заметил.



После этого я поехал на машине, стараясь не превышать 3000 оборотов в минуту, и таким образом добрался до мастерской.



В целом я бы сказал, что эта ситуация была незначительной по сравнению с тем, что могло произойти. Я определённо не рекомендую ездить на машине с серьёзной или даже средней протечкой. У моей машины не было признаков протечки, и поэтому я поехал на ней.



Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/4575/can-i-drive-a-car-with-only-water-and-no-coolant-if-it-has-a-leak

22 Комментария

  1. Охлаждающая жидкость, добавляемая в воду / охлаждающая жидкость и антифриз — это, как правило, одно и то же / она предотвращает замерзание и кипение воды. Кипение означает, что вода превращается в пар и вытекает через перелив и клапан сброса давления, а также образует воздушные карманы внутри блока/головки и не может отводить от них тепло, что в конечном итоге приводит к пробою прокладки головки блока цилиндров, шлангов, радиатора, насоса и т. д. А ещё это освобождает насос/водяной насос, который может не распознать, что вода горячая /не уверен в этом, но, кажется, возможно/, если температура будет близка к температуре на выходном патрубке радиатора, потому что вода в радиаторе охлаждается достаточно, чтобы обмануть датчик, и к тому времени, когда она проходит половину пути через двигатель, она закипает. Возможно
    Но в остальном всё происходит именно так, как происходит


  1. Я ездил без охлаждающей жидкости, используя только дистиллированную воду, в течение недели или двух. Хотя я бы не рекомендовал делать это в течение длительного времени, в крайнем случае это может сработать.



    В зависимости от того, где вы живёте, это может быть не так уж вредно для двигателя по нескольким причинам:




    1. Большинство корпусов термостатов открываются до того, как вода закипит при температуре 100 °C

    2. Система охлаждения находится под давлением, поэтому температура кипения повышается.

    3. В зависимости от того, на каком автомобиле вы ездите и где живёте, охлаждающая жидкость, которую можно приобрести на ближайшей заправке, может быть несовместима с охлаждающей жидкостью в вашем автомобиле, а их смешивание может привести к коагуляции.



    При этом в охлаждающей жидкости содержатся присадки, которые предотвращают разрушение металлов и защищают уплотнение (водяной насос).


  1. Герметик для радиатора может справиться с этой задачей. Он заделает любые протечки, стоит недорого и выручит вас, по крайней мере, до тех пор, пока вы не решите проблему полностью.


  1. Я рад, что у вас всё получилось, но хотел бы ответить, потому что у меня довольно большой опыт решения сложных проблем с системой охлаждения, и последняя из них возникла, когда я был на расстоянии более 1600 километров от дома. Если бы я был рядом с домом, это не доставило бы мне особых неудобств. Кроме того, это было самое жаркое время года, и я проехал 1600 километров на юг, в более жаркие регионы. Проблемы начались примерно в 40 милях от дома, и я принял очень неудачное решение долить охлаждающую жидкость и продолжить путь, вместо того чтобы развернуться и поехать домой за другой машиной. Ниже я привожу свой совет, основанный на большом опыте управления автомобилем, который перегревается.


    Первое правило простое: если температура выше нормы (обычно на полпути к отметке «максимум» или, как в некоторых автомобилях, чуть выше), остановитесь и заглушите двигатель. Так вы гарантированно избежите повреждений и превращения незначительной проблемы в серьёзную. Большинство проблем с охлаждением можно решить, заменив шланг, термостат за 8 долларов, электродвигатель вентилятора радиатора за 50 долларов или радиатор за 200 долларов. Водяные насосы стоят недорого, но на многих современных автомобилях их непросто заменить, поэтому я не считаю это «незначительным» ремонтом из-за высоких трудозатрат. Если вы будете ездить на автомобиле после того, как он нагреется до нормальной температуры, в течение какого-то времени, это повысит вероятность того, что небольшая проблема обернётся заменой прокладки головки блока цилиндров за 100 долларов или ремонтом двигателя за 2000 долларов.


    Если по какой-то причине вы не можете этого сделать, первым делом выключите кондиционер, опустите стёкла и включите печку на максимум, а вентилятор — на полную мощность. Это увеличит производительность системы охлаждения, позволив радиатору печки отводить тепло от двигателя — разумеется, в ущерб комфорту в салоне. Кроме того, при выключенном кондиционере конденсатор кондиционера больше не будет создавать дополнительную тепловую нагрузку на систему охлаждения. Если вы сделаете это и температура останется в пределах нормы (что часто бывает), остановитесь при первой возможности и проверьте уровень охлаждающей жидкости.


    Если уровень охлаждающей жидкости низкий, долейте её. Если у вас нет подходящей охлаждающей жидкости и вам приходится использовать воду из кувшина или шланга, это лучше, чем низкий уровень охлаждающей жидкости. Помните, что после ремонта вам нужно будет вернуться и слить/промыть систему, а затем снова заполнить её (если это не потребовалось для устранения неисправности), чтобы соблюсти правильное соотношение антифриза и воды. Также имейте в виду, что для системы охлаждения лучше всего подходит дистиллированная вода. Если вы набираете воду из шланга, в неё могут попасть загрязнения, которые со временем вызовут проблемы, например коррозию или образование минеральных отложений, которые засорят радиатор и т. д. Но грязная вода лучше, чем её отсутствие.


    Если уровень охлаждающей жидкости низкий, возникает вопрос: «Насколько быстро происходит утечка?» Если вы не видите, как жидкость вытекает из повреждённого шланга или сочится из радиатора, то всё, что вы можете сделать, — это долить её, а затем продолжить движение (кондиционер выключен, отопление включено, ехать нужно очень осторожно) и посмотреть, как далеко вы сможете проехать, прежде чем температура выйдет за пределы нормы. Очевидно, что на этот случай нужно иметь с собой запас воды/охлаждающей жидкости.


    Если уровень охлаждающей жидкости не был низким, продолжайте.


    Если у вас проблемы с охлаждением, старайтесь не стоять в пробках и поддерживать скорость не менее 32 км/ч. Дело в том, что при движении воздух обдувает радиатор. Когда вы стоите в пробке, воздух не обдувает радиатор, и единственное, что удерживает вас от перегрева, — это вентилятор радиатора. Вполне возможно, что он вышел из строя и стал причиной перегрева. Если температура остается нормальной при движении, но повышается в пробках, скорее всего, дело в вентиляторе. Избегайте пробок.


    Вы также хотите избегать больших нагрузок. Возможно, вы сможете ездить с неисправной системой охлаждения на скорости 55 миль в час без перегрева, но на скорости 65 миль в час она перегревается. Это связано с тем, что нагрузка на двигатель выше, и если вы долгое время едете по шоссе с неисправной системой охлаждения, нагрузка выше, чем система охлаждения может отводить тепло.


    Если у вас неисправна система охлаждения, подъёмы на холмы вам не помогут. Если вы не можете подняться на холм, не перегружая двигатель до такой степени, что он перегревается, то с этим мало что можно сделать.


    Также стоит проверить уровень трансмиссионной жидкости, потому что при низком уровне коробка передач нагревается сильнее обычного, а в большинстве радиаторов есть секция, которая охлаждает трансмиссионную жидкость и крепится к радиатору, дополнительно нагревая систему охлаждения.


    Используя эти методы, вы сможете доставить автомобиль в нужное место с неисправной системой охлаждения. Гарантировать результат невозможно.


    Если вопрос звучит так: «Насколько сильно он может нагреться, чтобы не нанести серьёзный ущерб?», то ответ на него зависит от конкретного двигателя. В некоторых автомобилях, например со стальным блоком и алюминиевой головкой, любой перегрев может привести к деформации головки (поскольку сталь и алюминий расширяются с разной скоростью). Если вам удастся добраться до дома или мастерской, используя описанные выше методы, то вам действительно не о чем беспокоиться. Но если вы не можете этого сделать и вынуждены продолжать работу при температуре выше нормы, вы рискуете усугубить проблему. Будет ли нанесён ущерб, зависит от того, насколько сильно нагревалась деталь и как долго.


  1. Я согласен с Тимо: если утечка достаточно сильная и её хорошо видно, то гораздо безопаснее будет перевезти машину.



    В целом, воду можно использовать в качестве охлаждающей жидкости в течение короткого времени или в качестве временной меры, чтобы добраться до дома, но она не обладает такими свойствами, как антифриз и ингибиторы коррозии, которые содержатся в правильной охлаждающей жидкости, поэтому её не следует оставлять в двигателе надолго, особенно если вы живёте в холодном климате.



    Кроме того, не следует доливать холодную воду в горячий двигатель, если только у вас нет другого выхода. Это может привести к тепловому удару и растрескиванию блока цилиндров, что обойдётся очень дорого!


  1. Мне никогда не везло ни с этим, ни с любым другим «герметизирующим» средством. Герметик не лучше, чем перец и яичные желтки. То есть вообще не лучше. В итоге вы засоряете радиатор отопителя, снижаете эффективность охлаждения, и это точно не поможет при пробитой прокладке головки блока цилиндров. YMMV.
  1. Хорошая мысль насчёт холодной воды в горячем двигателе. Хотя я в итоге этого не сделал, я подумывал о том, чтобы купить галлон воды на заправке, и, возможно, даже не задумывался об этом распространённом сценарии, который легко упустить из виду.
  1. Первое, что вы могли бы попробовать, — это, по сути, то, что сделал я. Подробнее см. в моём редактировании.
  1. Если протечка небольшая, можно использовать воду. Конечно, дистиллированная вода лучше водопроводной, но в краткосрочной перспективе примеси не причинят большого вреда.
  1. Как уже сказали другие, краткий ответ таков: не делайте этого. Но бывают смягчающие обстоятельства, при которых вы можете найти способ добиться хорошего финала.




    1. Если вы можете устранить утечку, сделайте это (при условии, что вы можете её найти).

    2. Обратитесь за помощью к тому, кто разбирается в этом вопросе. Используйте герметик, если утечка не слишком сильная. Однажды я попал в аварию, и в радиаторе образовалась пробоина. Я заткнул её герметиком, и мы без происшествий проехали 150 миль до дома. У вас может получиться не так!

    3. Если вы не справились с первыми двумя пунктами и помните о главном правиле «не делай этого», то, возможно, вам удастся добиться приемлемого результата, применив экстренные меры, такие как отключение кондиционера и т. д., а также периодически доливая воду, если у вас есть контейнер, в котором можно хранить достаточное количество воды. Имейте в виду, что если вы используете воду из ручья, озера и т. д., то подвергаете двигатель автомобиля опасности, и вам придётся исправлять ситуацию позже (а может, и раньше).

    4. Если вы не допускаете слишком высоких оборотов двигателя, то можете долго ездить с низким давлением в радиаторе, если снизите давление до первого щелчка на крышке. Это лучше работает на старых автомобилях. Да, из машины будет вытекать охлаждающая жидкость, но она не будет выбрасываться наружу и не повредит автомобиль, если вы остановитесь и дадите ему остыть до того, как он сильно перегреется. Чем ниже нагрузка на двигатель, тем меньше требуется охлаждения. Ездите медленно. Если машина перегрелась, не пытайтесь сразу же завести её. Выключите фары и сохраните заряд аккумулятора — отключите электроприборы и т. д. Если есть возможность, подождите. Если крышка радиатора не закрыта, можно медленно долить воду в радиатор, не выключая двигатель, чтобы он остыл быстрее. Это предпочтительнее, чем выключать двигатель. Как только он остынет, можно снова ехать.

    5. Только вы можете оценить своё положение и состояние с учётом возможных повреждений вашего автомобиля. Неудобства не являются серьёзной проблемой, если только вы не готовы выбросить двигатель автомобиля в попытке сэкономить несколько часов времени — я уверен, что такие ситуации возможны.


  1. Первое, что я бы попытался выяснить, — это скорость утечки. Запустите двигатель, просуньте голову под капот и проверьте, нет ли видимых утечек. Если есть, то, скорее всего, он не проедет и 30 миль. Я бы также проверил, нет ли следов смешивания масла и воды. Если есть, не садитесь за руль.



    Если утечка не слишком сильная, я бы посоветовал долить обычной воды, чтобы проверить, снизится ли температура до более приемлемой. Если нет, то, скорее всего, у вас неисправен термостат, засорилась система охлаждения или вышел из строя водяной насос. Опять же, проверьте, нет ли утечек при работающем и прогретом двигателе. Любые видимые утечки, кроме редких капель, должны насторожить, и я бы очень осторожно ездил на такой машине.



    В целом вода сама по себе охлаждает лучше, чем вода + антифриз, поэтому вы не рискуете повредить двигатель, если температура на улице не опускается ниже нуля. Даже в этом случае, скорее всего, всё будет в порядке, так как в охлаждающей жидкости, скорее всего, осталось немного антифриза. В любом случае сообщите механику, что ему, возможно, придётся немедленно слить охлаждающую жидкость в зависимости от температуры на улице.



    Если бы я сомневался, то отвёз бы машину в автосервис. Даже если вы заплатите за восстановление по полной цене, это, скорее всего, обойдётся дешевле, чем замена двигателя, если только он уже не совсем неисправен.


  1. Я рассчитываю на небольшую утечку. Если ситуация выйдет из-под контроля, то страховая компания возьмёт на себя расходы. В основном меня беспокоило, стоит ли просто использовать воду в системе во время тестирования, чтобы понять, насколько серьёзной была утечка/ситуация.
  1. Если произошла серьёзная утечка, то 30 миль — это слишком далеко, и вы можете нанести серьёзный (очень дорогостоящий) ущерб головке блока цилиндров или блоку двигателя.



    Пожалуйста, прочтите этот вопрос о вождении без охлаждающей жидкости!, чтобы получить полезный совет (который, в общих чертах, сводится к не делайте этого!)


  1. Если вы считаете, что у вас утечка, а до места ремонта 30 миль, то вы можете взять с собой немного чистой воды и использовать её. Чистая вода не является альтернативой охлаждающей жидкости для радиатора, потому что вода закипит быстрее, чем охлаждающая жидкость. Но это гораздо лучше, чем ездить с пустым радиатором.


    И ещё кое-что: если вы живёте в холодном регионе, не держите воду в радиаторе слишком долго. Она замёрзнет и создаст ещё больше проблем


  1. Сегодня я размышлял над этим ответом и должен был упомянуть, что антифриз также повышает температуру кипения, поэтому отсутствие антифриза или неправильное соотношение антифриза и воды затруднит поиск способа ездить без перегрева. Как только охлаждающая жидкость начинает кипеть, она переливается через край и быстро перегревается. Давление в системе также повышает температуру кипения, но если в системе есть даже небольшая утечка, то использование обычной воды почти наверняка приведёт к закипанию и перегреву.
  1. Water on it's own tends to cool better. — вы в этом абсолютно уверены? Я использовал дистиллированную воду в системах охлаждения автомобилей, где мне нужно было сливать/доливать охлаждающую жидкость в краткосрочной перспективе, и я прогревал эти автомобили примерно до 85 °C. Но, насколько я понимаю, «антифриз» повышает температуру кипения в зависимости от соотношения охлаждающей жидкости и воды. Чистая вода кипит при 100 °C, и я думаю, что лучше избегать такого нагрева в работающем двигателе.
  1. Я не думаю, что смесь станет проблемой при поездке на 30 миль. Да, бачок не должен быть пустым.
  1. Я съездил в дилерский центр и купил там охлаждающую жидкость, решив, что она, скорее всего, хоть немного, но поможет. Как вы думаете, мне стоит использовать только воду или смесь? Глупый вопрос: расширительный бачок не должен быть пустым, верно?
  1. @JuannStrauss — интересно, что вы об этом упомянули. Примерно через год после этого случая в машине действительно пробило прокладку головки блока цилиндров. Это привело к попаданию охлаждающей жидкости в двигатель, и в результате нам пришлось его заменить. Возможно, это были лишь первые признаки того, что прокладка скоро выйдет из строя.
  1. Судя по вашему сообщению, у вас, возможно, пробита прокладка головки блока цилиндров. Для подтверждения вам нужно будет провести тест на компрессию.
  1. Мне нравится ваш вклад. Я только в прошлом месяце начал водить машину, но буду вносить свой вклад, когда наберусь опыта. Спасибо.
  1. Я доливаю воду в радиатор примерно раз в три дня, чтобы быть уверенным, что он не перегреется. Я езжу на Nissan Sentra B13, а у нас тропический климат, поэтому я не думаю, что нужно смешивать охлаждающие жидкости, ведь в нашем климате двигатель не замёрзнет. Я не уверен, что в радиаторе или шлангах есть утечка. Но если я забуду долить воду, то через четыре дня машина перегреется. Есть идеи по этому поводу?
Вы уже ответили на этот вопрос