Если предположить, что все системы ABS работают одинаково и в достаточном объёме, а аэродинамикой можно пренебречь, то являются ли шины единственным фактором, влияющим на тормозной путь?
Два дня назад я впервые попал в аварию (травмы незначительные, так что не волнуйтесь), и это заставило меня задуматься о многих аспектах вождения и устройстве автомобилей, например о торможении. Если бы моя система торможения была хоть немного менее эффективной, всё было бы совсем по-другому.
Это натолкнуло меня на мысль изучить автомобили с хорошим диапазоном скоростей от 60 до 0 миль в час, но при этом кто-то заявил, что это, по сути, просто сравнение шин.
Так ли это на самом деле? Если предположить, что тормозные колодки способны блокировать колёса, а система ABS не учитывает прижимную силу, то всё сводится к шинам?
Чтобы конкретизировать сценарий, предположим, что это разовое (то есть при нормальной температуре) резкое торможение с 96 км/ч до 0 на асфальте. Рассмотрим как идеально ровную, так и слегка ухабистую дорогу.
Идеи по поводу других возможных факторов:
- Вес автомобиля — физика говорит мне, что сила трения пропорциональна нормальной силе, поэтому я решил, что это не имеет значения
- Жёсткость подвески — это уменьшило бы крены передней части, но влияет ли это на тормозной путь?
- Отбой подвески — плохой отбой может привести к кратковременным зависаниям, если дорога неровная. Насколько это серьёзно?
- Жёсткость шасси — может ли шасси, которое немного деформируется под воздействием больших сил, привести к проскальзыванию шин или чему-то подобному?
- Качество ABS — если не учитывать систему распределения тормозных усилий, есть ли существенная разница в эффективности ABS у разных моделей автомобилей? Мой BMW 3-й серии 1994 года выпуска не так сильно вибрирует, как Toyota Corolla 2002 года выпуска у моих родителей. Я предполагаю, что вибрация может возникать из-за кратковременного заноса или отпускания тормозов — и то, и другое не очень хорошо.
Я знаю, что система электронного распределения тормозных усилий (EBD) может помочь, но, возможно, я задам этот вопрос отдельно.
Перевод вопроса с Mechanics Stack Exchange
Лицензия: CC BY-SA (2.5–4.0)
Оригинальный вопрос: https://mechanics.stackexchange.com/questions/7822/assuming-identical-and-sufficient-abs-and-ignoring-aerodynamics-are-tires-the
Предисловие
В итоге я хорошенько поразмыслил над этим и провёл небольшое исследование, так что, думаю, я могу с тем же успехом написать о том, что я выяснил. Спасибо всем, кто ответил, особенно BobCross. Но в конце концов я хотел получить ответ, который не сводился бы к тому, что автомобиль — это загадочная коробка на колёсах. Я задал этот вопрос, потому что действительно хочу разобраться.
Вводные шины
Если рассматривать ситуацию, когда автомобиль обладает достаточной тормозной мощностью, чтобы заблокировать колёса, и не принимать во внимание аэродинамику, то шины являются определяющим фактором тормозной способности. При этом существует множество факторов, влияющих на то, насколько хорошо шины сцепляются с поверхностью.
Вес автомобиля
Тормозная сила автомобиля — это сила трения. При исправной системе ABS колеса катятся, соприкасаясь с дорогой, поэтому мы в первую очередь говорим о статическом трении. Из-за мягкости шин происходит некоторое проскальзывание, но оно близко к статическому.
Согласно основам физики, сила трения равна произведению нормальной силы на коэффициент трения, то есть:
Ff = µ * Fn
где
Ff
— сила трения,µ
— коэффициент трения, аFn
— сила нормальной реакции опоры.Однако с шинами всё немного сложнее. Во-первых, коэффициент трения уменьшается по мере увеличения нормальной силы (подробнее см. в этой статье Википедии). Ниже приведены данные из этой статьи:
Из предыдущего уравнения следует, что тормозной путь обратно пропорционален силе торможения, поэтому при указанных выше данных увеличение массы в два раза приводит к уменьшению µ на 12 % и, следовательно, к увеличению тормозного пути на 14 %. Почему? Это уравнение:
v_1^2 = v_0^2 + 2ad
То есть при заданных начальной и конечной скоростях ускорение обратно пропорционально расстоянию.
Таким образом, чем больше вес, тем больше тормозной путь, но эта зависимость лишь слегка положительная и точно не линейная.
Примечание: увеличение веса автомобиля повышает риск ухудшения тормозных характеристик, но это выходит за рамки данного вопроса
Приостановление действия
Что касается торможения, то подвеска важна для:
Более жёсткая подвеска определённо помогает в (2), однако для (1) просто нужна идеальная настройка жёсткости/отскока для конкретной дороги — всё, что обеспечивает наилучшее сцепление шин с дорогой. Для качественного асфальта, скорее всего, лучше всего подойдёт жёсткая и быстрая настройка.
Шасси
Всё, что нужно шасси для торможения, — это действовать как жёсткий корпус между элементами подвески, чтобы подвеска могла выполнять свою работу. Таким образом, это может повлиять на результат, но не сильно, если только шасси не совсем отстойное.
ПРЕСС
EBD является частью системы ABS, поэтому вы не можете по-настоящему проанализировать соотношение хорошего и плохого ABS, не принимая во внимание выгоды от EBD.
Хорошая система ABS может прикладывать разное тормозное усилие к разным колёсам, поэтому она может тормозить эффективнее человека просто за счёт большего количества элементов управления. Однако на качественном асфальте разница в тормозном усилии на левом и правом колёсах, вероятно, не так заметна.
Трудно сказать, действительно ли существуют некачественные системы ABS, но это вполне возможно.
Заключение
Шины, безусловно, играют важную роль в торможении, если у вас уже есть мощные тормоза с хорошей системой ABS. Однако есть и другие факторы, которые имеют большое значение.
А если вы выйдете за рамки однократного торможения без учёта аэродинамики, то тогда... вам придётся учитывать аэродинамику, так как на высоких скоростях она имеет огромное значение, и предположение о том, что тормоза блокируют колёса, больше не является верным после многих агрессивных кругов на треке с автомобилем, развивающим мощность в несколько сотен киловатт. Куда девается вся эта мощность?